ФСБ на 10 лет закрыла въезд в Россию Карин Клеман: кто она такая

Общество 28 ноября, 2019 / 15:55

27 ноября российские пограничники не пустили в страну известного левого российско-французского социолога Карин Клеман. На границе её уведомили о закрытии въезда в Россию сроком на 10 лет из-за того, что она представляет угрозу национальной безопасности. До этого Клеман 20 лет прожила в РФ, была замужем за нынешним депутатом Госдумы фракции СР Олегом Шеиным. В нулевые годы она способствовала налаживанию связей между инициативными группами на местах, которые боролись с беспределом в сфере ЖКХ, точечной застройкой и ущемлением трудовых прав. Год назад Карин Клеман вернулась во Францию, а в Москву прилетела, чтобы прочитать лекцию о движении «жёлтых жилетов», в котором видит много общего со стихийными протестными выступлениями в РФ.

О том, что Клеман не пустили в Россию, первым сообщил её муж Андрей Демидов, ранее известный как создатель межрегионального профсоюза преподавателей «Учитель».

Официально. Карин Клеман не сможет принять участие в научной конференции и других мероприятиях в Москве, потому что на границе ей только что объявлен запрет на въезд в Россию в течение 10 лет. «Я угрожаю безопасности России. Пп.1 ч.1. Ст. 27 фз 114». Такие дела, — написал Демидов на своей странице в Facebook.

Названный пункт федерального закона гласит, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения.

Лекция, о которой идёт речь, должна была пройти 29 ноября в Центре Вознесенского. Содокладчиком и оппонентом Карин Клеман должен был выступить доцент Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Олег Оберемко. Они собирались обсудить «причины и последствия волны протестов, охватывающей в последнее время самые разные страны по всему миру». Организатором дискуссии выступило авангардное культурное сообщество «Станция Дно».

Что именно заставляет людей выходить на улицы? Почему и как протест абсорбируется популярной культурой и становится модным трендом? Чем различаются протестные акции в России и во Франции? Какова их поддержка в обществе? Чего, в конце концов, больше в протестах в современном мире — жажды перемен или желания быть частью «тусовки»? — так анонсировалось выступление Карин Клеман.

Об этом же она планировала говорить на международной научной конференции «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций», которая должна пройти в Москве на базе Института социологии РАН.

Фото: Alexandre Karmen/Global Look Press

Позицию Карин Клеман по отношению к «жёлтым жилетам» можно определить по её интервью и выступлениям этого года. Она явно гордится появлением столь мощного протестного движения на своей родине и жёстко оппонирует французскому истеблишменту, который порой пытается связать «жёлтые жилеты» с неким внешним влиянием.

Французские жёлтые жилеты заявляют своим властям — прекратите пичкать нас вашими речами об авторитарной России, Франция — не лучше. Помимо бедности или почти бедности большинства работающих в России перед лицом микроскопического числа олигархов, меня ещё всегда раздражала в России позиция большого числа интеллектуалов, всегда стремящихся осудить авторитарные, патерналистские или никзоматериалистичные настроения провинциальных «ватников». Чего я не ожидала, это найти примерно те же тенденции во Франции, — приводился в одном из российских источников недавний текст Карин Клеман.

Отметим, что 18 ноября российское оппозиционное издание The Insider опубликовало документы, подтверждающие, что российские власти как минимум интересуются французскими политиками, которые поддерживают «жёлтых жилетов». Так, согласно им, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий в прошлом и текущем годах просил российское консульство во Франции в упрощённом порядке выдать российские визы Мишелю Лариву и Максиму ла Сильва. Первый представляет довольно популярную леворадикальную партию «Непокорная Франция», которая в первом туре парламентских выборов 2017 года заняла четвёртое место. Второй, Максим да Сильва, назывался в СМИ одним из лидеров французских протестов против политики Эммануэля Макрона.

Карин Клеман — доктор наук, социолог, специалист по низовой гражданской координации. В 1994 году впервые посетила Россию, собирая материал для научной работы о местном рабочем движении. Она придерживалась, как и сейчас, социалистических взглядов, была близка к французским левым партиям троцкистского толка и имела отношение к международному движению ATTAK, которое преследует цель «установить демократический контроль над финансовыми рынками и их институтами», чтобы препятствовать «неограниченной свободе циркуляции капиталов» и «спекулятивным операциям».

С 1996 года переехала в РФ, преподавала в Санкт-Петербургском госуниверситете. В первой половине нулевых годов она создала Институт «Коллективное действие» для мониторинга и анализа социальных и протестных движений. Позже на его базе появился Союз координационных советов — на тот момент самый успешный проект левого политического фланга. Организация объединяла для обмена опытом инициативные группы из разных регионов страны, которые противостояли тем или иным антисоциальным, с их точки зрения, реформам, нарушениям в сфере ЖКХ, градостроительства и экологии, а также немногочисленные независимые профсоюзы.