Эксперты рассказали, как вернуть на российский рынок нужные антибиотики

Общество 28 ноября, 2019 / 13:23

С российского рынка уходят оригинальные жизненно важные антибиотики «Фортум», «Тиенам», «Колистин», необходимые для лечения муковисцидоза. Новость потрясла людей с этим тяжёлым генетическим заболеванием. Заменить препараты предполагается российскими дженериками, вызывающими серьёзные побочные эффекты. News.ru спросил у экспертов, как вернуть нужные лекарства на рынок.

Чтобы вернуть внутривенные антибиотики «Фортум», «Тиенам» и «Колистин» на российский рынок, необходимо как можно скорее исключить их из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) — такое мнение в беседе с News.ru высказал глава Общественного совета по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Ян Власов.

Присутствие лекарств в этом перечне ставит производителя в невыгодные условия. Он вынужден продавать их в России по низкой цене. Например, препарат «Фортум» (международное непатентованное наименование — дейсцефтазидим) в Европе реализуется в розницу за €10–15. Предельно допустимая цена препарата в России — 200–400 рублей, в зависимости от дозировки.

Странная позиция правительства России и Минздрава: список ЖНВЛП непоколебим. В России отсутствует нормальное, цивилизованное регулирование этого перечня в зависимости от состояния рынка. Какие-то препараты необходимо регулярно вовремя не только включать, но и исключать из него. Тогда рынок сам себя отрегулирует.

Ян Власов сопредседатель Всероссийского союза пациентов

Эксперт отметил, что при исключении лекарств из ЖНВЛП препараты подорожают, но будут хотя бы продаваться в российских аптеках. Больные и их родители смогут купить препарат самостоятельно или обратиться в фонды — такая практика весьма распространена.

Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский в беседе с News.ru заявил, что выступает категорически против такого решения. Потому что это лишает пациентов права на получение нужного препарата бесплатно. Пациенты, у которых есть деньги, «и так найдут возможность его купить».

По мнению эксперта, выход из сложившейся ситуации непростой. Необходимо полностью менять систему лекарственного обеспечения в России.

У нас есть закон об обращении лекарственных средств, а задача государства — не обращать лекарства, а обеспечивать пациентов. Нужно принять закон о лекарственном обеспечении, где будут выявлены потребности в лекарствах и под каждую позицию заключён контракт на поставки. Все субъекты обеспечения должны иметь контракты друг с другом.

Александр Саверский президент организации «Лига защитников пациентов»

Ряд российских СМИ писал о том, что препараты «Фортум», «Тиенам», «Колистин» необходимы всем больным муковисцидозом и аналоги неспособны справиться с симптомами этого страшного заболевания. Заведующий педиатрическим отделением ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Сергей Семыкин в беседе с News.ru отметил, что это не так.

Бывает, что дженерики помогают не хуже. Могу сказать, что уже много лет использую для лечения больных муковисцидозом неоригинальный цефтазидим и метронидазол, они на большинстве пациентов хорошо себя проявили. Но если к нам поступает очень тяжёлый большой — около 10% из общего числа, — мы используем только оригинальные препараты. Что будем делать с такими пациентами сейчас, мы не знаем. Это огромный риск для их жизни.

Сергей Семыкин заведующий Педиатрическим отделением ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Опрошенные врачи уверены, что уход из России «Фортума», «Тиенама», «Колистина» и других иностранных препаратов также связан с реализацией госпрограммы «Фарма-2020». В частности — со взятым курсом на импортозамещение лекарственных средств. Зарубежные лекарства реже выигрывают тендеры в госзакупках. Правительство РФ гласно и негласно рекомендует поддерживать отечественного производителя. Покупку каждой партии иностранного лекарства взамен российского необходимо объяснять.

Мы завалены письмами Минздрава с требованием подтвердить, почему мы закупили именно иностранные оригинальные препараты, а не отечественные. Буквально вчера я получил задание от главврача подготовить подробный отчёт на эту тему, сообщил News.ru Сергей Семыкин.

Он убеждён: необходимо донести до правительства РФ и Минздрава — часто у иностранного препарата нет достойного отечественного аналога. Доказать это также бывает сложно часто из-за самих врачей, которые лечат оригинальными препаратами из-под полы во благо пациента.

По закону, если пациент лежит в стационаре, врачи должны лечить его теми препаратами, которые есть. Запрещено рекомендовать покупать другие лекарственные препараты. Когда закупленные больницей лекарства не действуют, врачи рекомендуют пациентам или их родителям купить более эффективный препарат. Понять можно — каждый врач хочет, чтобы его пациент выздоровел. Сами же медики, чтобы не попасть под ответственность, пишут в карте, что лечат закупленными препаратами.

Сергей Семыкин заведующий Педиатрическим отделением ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Отсюда как раз и растут ноги оптимистичных заявлений чиновников о том, что отечественные аналоги отличаются высоким качеством и не уступают импортным препаратам. Разорвать порочный круг можно, разрешив пациентам самим покупать нужные препараты при их отсутствии.

Представители власти, особенно в регионах, не хотят слышать пациентов и врачей, потому что часто подозревают последних в лоббировании нужных лекарственных препаратов. Такое мнение в беседе с News.ru высказала руководитель Ярославской региональной общественной организации больных муковисцидозом «Маленький мук» Наталья Матвеева. Абсолютное неверие в добрые побуждения медиков заставляет чиновников принимать неверные решения и подвергать опасности тяжелобольных людей, убеждена Матвеева.

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова поручила Росздравнадзору проверить обеспеченность пациентов с муковисцидозом необходимыми препаратами и подготовить предложения по улучшению ситуации. Об этом сообщил замминистра Олег Салагай. Скворцова также поручила профильному главному внештатному специалисту Минздрава проработать необходимость корректировки клинических рекомендаций по лечению муковисцидоза.