Благоустройство дворов, улиц и даже автомобильных трасс часто вызывает недоумение у простых людей. В мэрии российских городов, и особенно в столице, жалобы от населения текут рекой. Чаще всего граждане выражают сомнения в качестве проводимых ремонтно-строительных работ. Но могут ли обычные люди быть экспертами в сложных технологиях укладки асфальта, плитки или ливневой канализации? Есть ли у них право голоса в подобных вопросах, и будет ли этот голос услышан властями? Одни специалисты, комментируя ситуацию для News.ru, считают обратную связь с горожанами обязательной; другие, напротив, убеждены, что «руководствоваться мнением потребителя нельзя».
Начнём с того, что жаловаться можно. Москвичи, например, имеют возможность обратиться непосредственно через сайт правительства столицы или же написав в электронную приёмную департамента капитального ремонта Москвы. К письму желательно прикрепить фотографию, иллюстрирующую текст жалобы. На всякое обращение непременно последует письменный ответ. Однако нужно быть готовым к тому, что не всегда он будет содержать текст, который хотел бы видеть пожаловавшийся гражданин.
Видеть, как дорожные рабочие укладывают асфальт под проливным дождём, в снегопад или в мороз, мягко говоря, неприятно. Но спешить жаловаться не стоит: сегодня есть технологии, которые позволяют заниматься укладкой дорожного полотна и в минусовые температуры. Если вы видели, что асфальт укладывали в снегопад, то это не значит, что обязательно были нарушены правила.
На улице ремонтные работы дорог и улиц регламентированы СНиПами, и там всё предусмотрено — и температуры, и толщина покрытия, и ширина, и состав смесей. Контроль осуществляет Ростехнадзор, но никак не население. Люди что увидят, на то и пожалуются. Руководствоваться мнением потребителя нельзя.
Согласно п. 10.16 СНиП 3.06.03-85, покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Насчёт температуры воздуха всё не так однозначно: укладку горячих и холодных смесей СНиП рекомендуют производить весной и летом при температуре воздуха не ниже 5° С, осенью — не ниже 10° С. Но для «тёплых» смесей (иная технология) делается исключение — их можно применять при температуре до минус 10° С. Дорожные рабочие всегда могут сослаться на соответствие СНиПам. У населения есть право усомниться, но проверять нарушения будет компетентная комиссия.
Бдительность проявлять нужно: нарушения технологии укладки асфальта приводят к преждевременному разрушению дорожного покрытия — появлению колейности и ям, отслоению асфальта и так далее. Рука об руку с нарушением технологий идёт нецелевое расходование бюджетных средств и злоупотребления доверием населения. А ведь суммарная протяжённость автомобильных дорог общего пользования в стране — свыше 1,5 млн километров. Плюс улочки, переулки, площади, дворы. Впрочем, расхожее мнение о том, что асфальт специально укладывают в непогоду, чтобы он скорее пришёл в негодность, эксперт счёл легендой, не имеющей отношения к реальности.
Износ асфальтового покрытия просто катастрофический при том количестве ТС, которые ежечасно проходят по нему. Колдобины, выбоины, колейность — это всё надо устранять, — считает Кокин. — Город не стал бы выделять денежные средства, если бы в этом не было нужды.
Однако если на восприятие событий обычными гражданами не обращать внимания, оставив население «вариться в соку» своих домыслов, дело закончится неприятием отдельных действий властей, которые станут восприниматься как несправедливые. Юрист Владимир Солдатенков убеждён, что подобные ситуации возникают только там, где среди чиновников много случайных людей, а государственников, которые в первую очередь пекутся о стране, очень мало. Власти решают свои вопросы, и люди это чувствуют.
Одна из болевых точек благоустройства столицы в последние годы — мощение камнем. Здесь, как и во многих других вопросах, касающихся благоустройства столицы, проблема в том, что «хорошие идеи реализуются людьми с малыми компетенциями», считает архитектор Сергей Ткаченко.
Москве, скорее, нужен терапевт, а не косметолог, а мы идём только по косметологии: выкрасили все фасады, выложили плитку. Слава богу, что вместо не очень хорошей плитки кладут гранитную. В семь слоёв обернули Москву плиткой. Но всё это только для видимости, глубинных преобразований нет. Кроме того, как оказалось, гранит — это клавиши, которые прыгают у тебя под ногами, обдавая грязью. Люди ломают ноги зимой, потому что в мороз на нём скользко. При тех усилиях, средствах и возможностях, которые сейчас есть, очень бы хотелось, чтобы всё делали профессионально, а не напоказ.
Возмущает обильное использование гранита и Владимира Солдатенкова. Эксперт сомневается в том, что расширение пешеходной части за счёт проезжей целесообразно. Отобранные у автомобилистов полосы замостили камнем и с тех пор «постоянно его перекладывают».
Камень, который используется в Москве, может служить несколько лет. Тот факт, что его перекладывают 2-3 раза в год, скорее всего, указывает на злоупотребления со стороны строительных организаций и тех, кто даёт разрешение на переукладку. Вопросов много: откуда столько камня? Кто поставщик?
В этой связи должен быть проведён аудит, считает Солдатенков.
В благоустройстве дворов есть свои нюансы. Как правило, на придомовых территориях работы производятся исходя из выделенных управляющей компанией на ремонт денежных средств.
Объём и качество проводимых работ зависят от выделенных средств. Если жители выделили на благоустройство придомовой территории 3 рубля, то и работы будут сделаны на 3 рубля, — считает Игорь Кокин.
Но граждане, столкнувшись с недобросовестностью исполнителя работ, не готовы молчать, даже если в УК пожадничали с выделением средств. Например, жители часто жалуются на то, что во время ремонта асфальта замена бордюрного камня идёт «без обоймы» — бетонного основания, обеспечивающего прочность бордюра. Ещё одно распространённое нарушение — отсутствие после ремонта понижения бортового камня в тех местах, где тротуар пересекается с проезжей частью. Высота такого понижения не должна превышать 1,5 см, чтобы инвалиды-колясочники или мамы с колясками могли свободно подняться на тротуар. Беспокоят жильцов домов лужи на новом асфальте, которые не уходят в ливневые стоки из-за неровного асфальтового покрытия. Детские площадки подчас невозможно использовать по назначению из-за торчащих над землёй кусков металлических изделий, камней, строительного мусора. Распространённое нарушение — отсутствие ограждения на таких площадках, что особенно опасно, если сооружение примыкает к проезжей части.
Штрафы, порой весьма солидные, почему-то не пугают строителей, а работы, осуществляемые во дворах на деньги УК, часто пересекаются с муниципальным ремонтом, и границу провести не так уж просто. Такова, например, ситуация с ливнёвкой.
В итоге опрошенные эксперты солидарны в том, что многое у нас упирается во взаимоотношения общества и управленцев.