Не дожидаясь нападения: стоит ли расширять пределы допустимой самообороны

Общество 25 ноября, 2019 / 21:59

Владимир Жириновский готов уже в ближайшее время внести на рассмотрение Госдумы законопроект, способный изменить правила самообороны в России. Поправка в статью 37 УК РФ будет дополнена одним пунктом, согласно которому в стране начнёт действовать презумпция правоты человека, отражающего нападение. Эксперты, комментируя инициативу парламентария для News.ru, отметили, что юристам придётся изрядно потрудиться — вопрос расширения пределов самообороны комплексный, а трезво оценить ситуацию в момент неожиданного нападения очень трудно.

Поправка Жириновского, если она будет принята Госдумой, гласит: действия лица, направленные на защиту себя и своей семьи от насилия или угрозы применения насилия либо на защиту своего имущества, не являются превышением пределов необходимой самообороны. Как отметил глава ЛДПР, те, кто сегодня защищает себя, членов семьи и свой дом от бандитов, часто сами оказываются за решёткой. Всё это оттого, что действует норма о превышении пределов необходимой самообороны: если во время защиты был нанесён ущерб больший, чем существовавшая угроза, то это трактуется уже как превышение пределов. Но оценить угрозу в экстремальной ситуации очень непросто и зачастую некогда.

Защищая жизни

Жириновский убеждён: когда в дом «вламываются чужие люди, невозможно оценить, вооружены они или нет, всерьёз они или просто пугают». Судить человека за то, что он пытается защитить свою жизнь и жизнь близких, нельзя. И ждать, пока «в него самого выстрелят или ударят ножом», не нужно — следует применить оружие или подручные средства для защиты, не дожидаясь нападения. С депутатом Госдумы в этом вопросе полностью солидарен адвокат Георгий Тер-Акопов — в подобной ситуации в действиях обороняющегося нет состава преступления.

Я — за введение такой поправки. Предположим, преступник забрался в дом ночью. Человек спит. Сообразить, кто залез и зачем, в момент нападения очень трудно. Трудно спросонья оценить ситуацию — угрожает ему маячащая в темноте фигура или нет? Если речь идёт о проникновении на участок — дело другое. Но если преступник проник в дом, неожиданно и в ночное время, то в целях самозащиты хозяин дома имеет право применять любой способ самозащиты. Я лично в такой ситуации выстрелю из охотничьего ружья, оно у меня есть.

Георгий Тер-Акопов адвокат и председатель Московской коллегии адвокатов «Тер-Акопов и партнёры»

Изменения в законодательстве, с точки зрения Тер-Акопова, смогут играть и профилактическую роль: преступники будут знать, что забираться в дом ночью опасно, потому что у хозяина дома, согласно поправке к закону, уже не будет оснований сомневаться, стрелять или нет.

Фото: Сергей Булкин/News.ruВладимир Жириновский

Член президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», ветеран группы антитеррора «Альфа», инструктор по рукопашному бою, эксперт по боевым искусствам Игорь Шевчук, с одной стороны, считает, что сегодня очень часто человек, который защищал себя или своего близкого, оказывается за решёткой, «и это совершенно несправедливо». Надо менять судебную практику, уверен он. С другой стороны, в процессе применения предложенной поправки могут возникнуть злоупотребления, кривые толкования закона, уверен он. Объективно говорить о том, когда необходимо применение силы для самообороны, а когда нет, очень сложно, поскольку «всё очень индивидуально». Особенно если используются средства летального поражения.

Исходить следует из каждой конкретной ситуации. Боевого огнестрельного оружия на руках у населения практически нет. Можно говорить о травматическом оружии, иногда — об охотничьих ружьях. Последнее можно применить, только если кто-то вторгается в дом. Но прежде, чем говорить об изменении закона о самообороне, надо рассмотреть весь законодательный и юридический комплекс. Вопрос системный и объёмный, юристам придётся как следует поработать. Нельзя в отрыве от жизни принимать такие изменения в закон.

Игорь Шевчук инструктор по рукопашному бою и ветеран группы антитеррора «Альфа»

Тер-Акопов также предупреждает о возможных сложностях правоприменительной практики.

Народ у нас хитрый и изобретательный. Перегибы могут быть и такого рода: человека могут заманить в гости, создать видимость того, что он собирался напасть, применить оружие, убить его и списать всё на самооборону, — говорит адвокат.

Хорошая новость для тех, кто уже осуждён за превышение пределов самообороны: в случае принятия поправки к закону 37 её смогут применить и в отношении тех, кто осуждён. Об этом говорится в статье 10 — всё, что декриминализуется или облегчает положение осуждённых, всё должно применяться и к уже отбывающим наказание.

«Применяя все доступные способы»

Если в отношении нападения преступников непосредственно в доме, где живёт жертва, всё относительно понятно, то с уличными драками ситуация значительно сложнее. И здесь не столь важно, один человек напал или группа лиц, — в любом случае надо защищаться. Совет Андрея Чалого, инструктора школы самообороны и безопасности, звучит так: если есть возможность избежать конфликта — избегайте; если же конфликт уже начался — действуйте всеми доступными способами. С его точки зрения поправку к закону следует обязательно принять.

Поправка в любом случае должна быть внесена. Я считаю, что если на человека напали, то он вправе защищаться как угодно. Сейчас, если в процессе нападения жертва в пылу борьбы, допустим, ломает ногу нападавшему, ему могут сказать: «Вы же могли применить и другой метод защиты, более мягкий». Особенно часто это говорят тем, кто занимался единоборствами. Но тому, кто подвергся нападению, некогда было думать: что сумел, то и применил.

Андрей Чалый инструктор школы самообороны и безопасности

Чалый напомнил о возможности для любого человека, вне зависимости от пола и возраста, пройти краткосрочные курсы по самообороне. Обычная шариковая ручка может стать орудием борьбы: по аналогии с тем, как ладонные палочки, называемые явара, в японском джиу-джитсу в нужный момент становятся холодным оружием.

Самооборона — это максимум две недели занятий. И у человека формируется навык. Заниматься самообороной никогда не поздно. Есть группы для взрослых, для детей. Возраст не важен. Мы учим человека действовать в экстренных ситуациях, применяя все возможные средства — ключи, ногти, шариковые ручки.

Однако говорить о том, что сегодня наблюдается какой-то повышенный интерес к боевым искусствам или курсам самообороны, нельзя, считает Игорь Шевчук.

Я не вижу, чтобы рос интерес к занятиям боевым искусствами или самообороне для повышения личной безопасности. Люди часто, не являясь специалистами в вопросах спорта, становятся «диванными критиками» только потому, что посмотрели тысячу фильмов и тысячу роликов в Интернете. Вырос уровень комфорта, люди очень обленились, надеются на авось — все думают, что беда случится с кем-то другим, не с ним лично. Хорошо, чтобы так и было, — говорит эксперт.

По его мнению, в сознании большинства присутствует деструктивная иллюзия. Однако жизнь может развеять эту иллюзию, напоминает инструктор по рукопашному бою. И хорошо, если дело закончится в суде, где оборонявшемуся, вполне вероятно, поможет поправка, которую пытается провести Владимир Жириновский.