У людей, давно и внимательно следящих за фееричной карьерой Михаила Абызова, после известия о его задержании силами ФСБ возникает только один вопрос: почему только сейчас? Да как же он, Абызов, был министром, если есть сведения, что ещё с грозовых девяностых в закромах МВД есть папка на него, материалы которой, дескать, подтверждают его связи с ОПГ.
Собственно, говорят, что с молодых ногтей Михаил занимался исключительно бизнесом. Сначала в стиле «купил-продал». Именно поэтому он был исключён за прогулы и неуспеваемость с престижного мехмата МГУ. Не до точных наук было, знаете ли. Как пишут в Сети, занимался поставками алкоголя и сигарет из некогда братской Болгарии. Формально у Абызова есть диплом выпускника Московского педагогического института (ныне университета) им. Шолохова.
В некотором смысле ступенькой в бизнесе для Абызова стал депутат Иван Стариков, бывший министр сельского хозяйства, у которого Михаил Анатольевич был помощником. Впоследствии Абызов просто кинул своего покровителя, как говорят, отжав у него несколько прибыльных свиноводческих предприятий. Но именно Стариков познакомил своего коварного протеже с тогда всесильным новосибирским губернатором Мухой. И это позволило будущему министру войти в правление того самого ОАО «Сибирская энергетическая компания», у которого он и похитил мошенническим путём с группой лиц, как следует из предъявленного обвинения, крупную сумму. Выведенную затем, естественно, за границу.
Впрочем, озвученная сумма в четыре миллиарда рублей как-то слабо коррелируется с обширной коммерческой деятельностью Абызова, который уже под «крышей» самого Чубайса входил в правление РАО «ЕЭС России», возглавлял компанию «Российские коммунальные сети». Говорят, Леонид Меламед, ближайший соратник Анатолия Борисовича, также бывший под следствием, называл Абызова «талантливым мальчиком», для которого, однако, не существует моральных преград.
Собственно, одно перечисление различных компаний, которые возглавлял или которыми напрямую владел Абызов, заняло бы непропорционально большое место. Остановимся на том, что широко известным он стал после назначения в правительстве Дмитрия Медведева министром без портфеля. Отвечал он за полумифическое Открытое правительство, некий придуманный в своё время американцами институт, который должен был обеспечивать общественный контроль за действием министров. Как человек с такой своеобразной репутацией вошёл-таки в правительство, очередной вопрос, пока не имеющий ответа.
Известно же, что в ходе формирования нынешнего кабинета сам президент показал Дмитрию Медведеву подборку материалов на некоторых кандидатов в министры, после чего вопрос о них был снят автоматически. Не знаю, почему в 2012 году материалы на Абызова представлены не были. Опять-таки утверждают, что его кандидатуру изо всех сил лоббировал вице-премьер Аркадий Дворкович, который сумел увлечь Медведева идеей того самого модного Открытого правительства. Однако это не мешало его активам.
Поговаривают, что формально его сформированной деловой империей управляла жена, отец которой давно обосновался за океаном.
Михаил Абызов был ярым сторонником второго президентского срока Дмитрия Медведева. А когда понял, что этому не бывать и ему не стать приближённым олигархом, то стал активно переводить свои активы за рубежи отечества. А при формировании нового правительства и пост министра без портфеля ликвидировали за полной ненадобностью. Говорят, среди многочисленных активов Абызова была даже страусиная ферма. Но сейчас не тот случай, чтобы прятать голову в песок. Фактически мы можем оказаться на пороге дела, на фоне которого двухмиллионная взятка другого министра, Улюкаева, покажется невинной детской шалостью.