За последние несколько дней глава Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров раздал несколько комментариев СМИ, в которых оценил результаты последнего статистического опроса о рейтинге президента Владимира Путина. Издания писали как о рекордном за 13 лет падении уровня народного одобрения главы государства, так и, напротив, о его стабильном росте — каждый журналист трактовал одни и те же показатели по-своему. На самом же деле речь идёт о разных показателях. Расхождение между ними наглядно вскрывает манипулятивное свойство официальной статистики. Об этом — в материале News.ru.
Опрос ВЦИОМа был опубликован 24 мая. Социсследования проводились с марта по май 2019 года. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.
Как сразу же отметили многие СМИ, по итогам исследования, личный рейтинг доверия к действующему президенту снизился до исторически минимального значения — 31,7%. Это наименьший показатель с 2006 года, когда ВЦИОМ начал публиковать итоги таких исследований. Ещё неделей ранее этот уровень был заметно выше — 33,1%, а ровно год назад о доверии Владимиру Путину заявляли 47,4% попавших в выборку россиян.
Выступая 28 мая в эфире программы Hard Day’s Night на телеканале «Дождь», руководитель статистического центра Валерий Фёдоров пояснил, что по его мнению, рейтинг доверия Путину упал из-за того, что россияне перестали видеть перспективу повышения уровня жизни и роста доходов.
Это значит: когда начнут расти наши доходы? По данным статистиков (которым, правда, сегодня немногие верят), последние пять лет наши доходы не растут, — сказал он во время эфира.
По мнению Фёдорова, население не понимает, почему жизнь лучше не становится, если предыдущий кризис якобы закончился в 2016 году. Кроме того, люди просто перестали верить, что «завтра станет лучше». Он отметил, что пенсионная реформа перечеркнула все надежды граждан на высокие зарплаты, хорошую медицину, образование и социальное обеспечение.
В будущем мы просто будем больше работать за те же деньги, — пояснил глава ВЦИОМа, назвавший такие настроения «эффектом чёрных очков», которые граждане надели и просто так уже не снимут.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на брифинге признался, что он не совсем понял обозначенные ВЦИОМом тенденции.
Много разных рейтингов у Владимира Путина — рейтинг доверия и электоральный рейтинг, который перешёл в тенденцию роста. Мы ждём анализа наших специалистов, как коррелируются эти данные. Как может падать доверие, но расти электоральный рейтинг? Мы, безусловно, обращаем внимание на все работы экспертов в этой области, — сказал Песков.
30 мая, разговаривая с радио Sputnik, руководитель ВЦИОМа тоже сказал о растущем рейтинге главы государства. Он отметил, что рейтинг оценки работы Владимира Путина на посту президента вырос за последние пять месяцев — с 61% в январе до 64–65% в мае. То же самое он повторил на пресс-конференции.
Прошла информация о том, что якобы падает рейтинг президента. Вот я бы хотел расставить точки над i. Мы задаём вопрос: «Вы одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту президента Российской Федерации?» В январе 62 процента одобряло, в мае — 66 процентов. То есть мы видим, что есть рост. Пусть он и не вертикальный, — рассказал Валерий Фёдоров.
Между тем, как выяснил News.ru, речь идёт о двух разных показателях. Рейтинг одобрения — это суммированный результат ответов на вопрос «Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность?». Респонденту предлагается целый список институций, начиная с президента.
Для того же, чтобы определить рейтинг доверия, респондента спрашивают: «Если говорить о политиках, кому вы доверяете, а кому не доверили бы решение важных государственных вопросов?»
Здесь отвечающему не предлагаются готовые варианты, он сам должен вспомнить и назвать фамилию политика. То есть этот вопрос, в отличие от предыдущего, не имеет формулировки и подбора вариантов, влияющих на ответ. При этом само понятие «доверие» эмоционально имеет гораздо более глубокую окраску, чем достаточно нейтральное «одобрение».
По этому поводу предложу четыре тезиса.
1. С момента падения пенсионной реформы ничего не меняется ни по доверию, ни по одобрению. Все флуктуации ситуационны, тренда нет.
2. Разрыв между доверием и одобрением есть всегда, и в последнее время он примерно на одном уровне. Если и увеличивается, то совсем немного.
3. Вопрос про доверие — скорее на личное отношение, а вопрос про одобрение — на экспертное суждение. Это как если бы вас спросили, одобряете ли вы деятельность директора вашей компании, — как правило, вы немедленно обнаружите, что у вас нет компетенций, чтобы оценить эту деятельность. Компания вроде работает, не развалилась — значит, наверное, нормальная деятельность. А вот если вас спросят, доверяете ли вы директору, — это уже вопрос про ваши собственные эмоции, это человеку гораздо проще понять, потому что в собственных эмоциях он разбирается лучше всех.
4. В России плебисцитарная система, и на выборах люди чаще понимают голосование как ответ на первый вопрос, а не на второй. Поэтому избиратели готовы легко смириться с тем, что страной должен управлять опытный специалист, которого они всё равно неспособны оценить.
Интрига состоит в том, в какой момент люди при голосовании на выборах перестанут отвечать на первый вопрос и начнут отвечать на второй.