Доступная среда ограниченного круга

Общество 11 августа, 2017 / 10:44

Останкинская башня рискует оказаться в центре большого скандала. Слепую девушку Дану Мерзлякову не пустили в ресторан башни, хотя её сопровождал зрячий друг. Как рассказала на своей странице в Facebook сама девушка, договориться с «замечательными» сотрудниками данного объекта, несмотря на все попытки, не удалось.

«Администратор встретила нас широкой лучезарной улыбкой и подвела к стенду с правилами посещения. В них практически в первых строках написано, что представители любых категорий инвалидности к посещению не допускаются», — пишет Дана. Как предполагает девушка, «после пожара 2001 года они, видимо, дуют на воду».

Действительно, в пункте номер четыре правил посещения Останкинской телебашни, опубликованных на её официальном сайте, прописано, что: «В связи с возможными трудностями эвакуации с телебашни при чрезвычайных ситуациях и необходимостью длительного пребывания посетителей в индивидуальных средствах защиты, к посещению смотровой площадки не допускаются: …инвалиды на протезах; инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью; …инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки); инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках».

То есть вместо того чтобы обеспечить доступность и безопасность посещения объекта для всех граждан, руководство телебашни предпочло этот доступ ограничить. Нет «неудобных» посетителей — нет и ответственности.

Между тем в статье 3.1 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ говорится: «В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина».

Но, видимо, закон писан не для всех.

На произошедшее живо откликнулись пользователи соцсетей.

Так, Evgeniy Arnapolskiy отметил, что: «Трудности с эвакуации могут случиться и с толстыми людьми. Получается Толстых тоже пускать туда не стоит.))»

Medvedev Igor: Прям как словами из фильма , хочется процитировать : " и это они борятся за дом образцового содержания ?!" Безграничная среда , т-ра та та .

Юлиана Баскакова: Это так мило: "Посмотрите, здесь все написано". Еще бы место, где это написали, было бы законодательным актом хоть каким-то... А то в России на заборе тоже, я извиняюсь, написано.

Светлана Куполова: … мы даже не заметили, как нас стали ни где не пускать под предлогом беспокойства за наше здоровье и жизнь. Упустили мы как то этот момент, мир меняется стремительно и отвоеванные позиции, без должного внимания быстро заполняются безправием. (

(Орфография и пунктуация авторов сохранены. — Ред.)

Таково большинство комментариев к произошедшему.

Несмотря на Конвенцию ООН о правах инвалидов, Конституцию РФ, утвержденную государственную программу «Доступная среда», федеральные законы, не говоря уже об элементарной человечности, разговоры о доступной среде для инвалидов пока в основном остаются на бумаге. В качестве оправдания приводятся многочисленные постановления, инструкции, приказы и прочие бумаги, издаваемые как государственными структурами, так и некоторыми отдельными частными учреждениями.

Все чаще приходится слышать о том, что человека с ограниченными возможностями не пустили в метро, самолёт и даже в поликлинику, не говоря уже о доступности собственной квартиры, потому что у подъездов элементарно нет пандусов. Ведь это так удобно — не прилагать никаких усилий, просто поделив людей на тех, кто имеет право, и тех, кто его не имеет.