Десятки российских моряков несколько месяцев находятся на территории порта в Измаиле Одесской области Украины и не могут попасть на родину. Некоторые из них оказались там ещё в конце 2021 года — суда встали на ремонт, а после начала спецоперации их экипажи оказались в заточении, фактически находясь в правовом статусе военнопленных. Часть из них удалось вызволить, один из вернувшихся в РФ механиков грузового корабля рассказал, что его обменяли на украинских военных. Оставшиеся моряки записали видеообращение к Владимиру Путину, их близкие создали петицию к генпрокурору Игорю Краснову, но, похоже, возвращение россиян, не имеющих отношения к военным действиям, затягивается, несмотря на непрекращающийся переговорный процесс, а также вмешательство структур ООН и Красного Креста. Подробности — в материале NEWS.ru.
Недавно в Сети появилась петиция к генпрокурору РФ Игорю Краснову с требованием взять на личный контроль ситуацию с возвращением застрявших в украинском порту российских моряков. Обращение по состоянию на утро 12 октября подписали более 45 тысяч человек.
Авторы петиции утверждают, что с начала 2022 года 11 российских сухогрузов, в том числе «Волго-Балт-193», «Волго-Балт-225», «Волго-Балт-244», «Навиджер-2», «Омский-6», «Омский-132», «Рондо» и «Свирь», встали на ремонт в городе Измаил Одесской области. В общей сложности на их борту находилось 87 человек.
В феврале началась СВО, в связи с чем членам экипажа было запрещено покидать свои корабли. Люди стали заложниками ситуации. Дважды в день их посещает СБУ и проверяет наличие людей на борту. В начале мая по договорённости с украинской стороной удалось обменять 20 моряков России на украинских пленных. Есть и погибшие — моряк Юрий Редько. Ему резко стало плохо, и ввиду отсутствия медицинской помощи он скончался там, на теплоходе. Экипажи и их родственники обращались в ООН, Красный Крест, отделы по правам человека и Министерство обороны, но вразумительного ответа с методами решения проблемы никто не предоставил. Моряки нуждаются в медицинской и психологической помощи. Более чем у половины кораблей нет отопления и даже топлива. Грядут холода, люди просто не переживут зиму, — говорится в петиции, адресованной Игорю Краснову.
До этого члены экипажа сухогруза «Волго-Балт-244» записали видеообращение к президенту Владимиру Путину. Они пришли на судоремонтный завод в Измаиле незадолго до 24 февраля и с тех пор находятся на приколе.
Мы пытались обращаться за помощью в разные структуры. Но нам отвечают одно и то же: «Вы в списках, скоро произойдёт обмен», — говорил капитан судна Александр Драгалёв.
У некоторых из оказавшихся в Измаиле россиян от неопределённости не выдерживали нервы. Как писала «Медиазона» (Минюст РФ включил издание в список иноагентов), в июле один из моряков сбежал с корабля, чтобы купить мопед и на нём уехать в РФ. Его задержали и вернули на судно. Также издание отмечало, что представители украинских уполномоченных по правам человека так и не сообщили, какой статус у моряков и других членов экипажей судов из РФ.
Как заявил NEWS.ru доктор юридических наук, в 1990-е годы работавший в Международном арбитраже ООН по морскому праву, Камиль Бекяшев, «моряков приравняли к военнопленным, что противоречит международному праву». По его мнению, эти россияне «должны быть немедленно освобождены, потому что они не участники военных действий».
Недавно на родину вернулся старший механик на судне «Свирь» Эдуард Пашковский, который, по его словам, сейчас вынужден проходить курс лечения. В беседе с NEWS.ru он сообщил подробности произошедшего с ним:
Мне ребята звонили оттуда — их там около 60 с чем-то человек. Вроде бы питание у них есть, вода есть, никаких проблем с этим нет. Но это очень действует на психику. Каждое утро в 09:00 и в 19:00 приходят пограничники с автоматами, проверяют по списку. Я там находился с 16 января — мы пришли в порт Измаил на ремонт. Месяц было всё нормально, ремонтировались, но когда началась военная операция, через несколько дней пришли эсбэушники и сказали, что мы арестованы и борт судна покидать ни в коем случае нельзя. В больницу, поликлинику — насчёт этого вообще разговоров не было. Чтобы, допустим, вылечить зуб — пять-шесть дней эсбэушники должны были проверить разрешения. Они даже иной раз говорили: «Зачем тебе надо? Зачем ты их лечишь?»
Через некоторое время после пребывания в заточении с неясным правовым статусом Эдуард Пашковский заболел, у него появилась температура. К 18 мая он «вообще не мог дышать, было очень тяжело», и механик потребовал от капитана судна «связываться с кем угодно», чтобы его увезли и не дали умереть.
Куда капитан звонил и с кем связывался, я понятия не имею, но через два или три часа пришла новость, что меняют четырёх женщин-поваров и меня тоже, что нас снимут с судна и поменяют на линии соприкосновения. Потом за нами в четыре утра пришёл автобус, и нас повезли. Все мы ехали в балаклавах, чтобы ничего не видели, никаких блокпостов. <...> Когда машина остановилась, балаклавы с нас сняли: «Хватайте сумки и бегите вон в ту машину!» Рядом стояла ещё одна машина. Видел я пять мужиков — мы сели к российским военным, а они сели к украинским. На этом мы разъехались. Ребята гнали очень сильно, потому что боялись обстрелов, — продолжил Пашковский.
Затем, по словам собеседника NEWS.ru, их привезли в Симферополь, откуда вызволенные моряки и повара сели на поезд до Ростова-на-Дону и затем уже отправились в родные города.
Происходящее держат на контроле в Российском профсоюзе моряков, ранее заявив, что ситуацию также отслеживают и судовладельцы. В комментарии NEWS.ru представитель профсоюза сообщил, что до сих пор в Измаиле находятся более 60 российских моряков.
Это экипажи судов, которые зашли в Измаил и встали на ремонт: одни находятся там с прошлого года, другие — с февраля. Стоять в ремонте по нескольку месяцев — обычная практика. По имеющимся у нас сведениям, у них на борту есть все необходимое для жизни — еда, вода, энергоснабжение. Зарплата морякам также выплачивается, — подчеркнули в профсоюзе.
Также собеседник NEWS.ru рассказал, что переговоры по возвращению на родину членов экипажей застрявших в Измаиле судов между российской и украинской сторонами не прекращаются, но идут медленно. К тому же, отметили в профсоюзе, «в целях морской безопасности суда не могут остаться без минимального количества моряков на борту».
В этой непростой ситуации всем важно набраться терпения: и родственникам, и членам экипажей стоящих в ремонте судов. Морякам это свойственно в силу особенностей профессии, — резюмировал представитель профсоюза моряков.
О проблеме застрявших под Одессой российских моряков неоднократно говорила уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. В конце сентября, выступая на совещании Европейской сети Глобального альянса национальных учреждений по защите прав человека (ГАНРИ), она заявила, что аппарат российского омбудсмена постоянно работает с украинской стороной.
Эта совместная работа продолжается также и в отношении незаконно удерживаемых в Измаиле российских гражданских моряков. Украинский омбудсмен по моей просьбе посетил их и оказал необходимую помощь, — говорила Москалькова.
В начале сентября омбудсмен заявляла, что в Измаиле находятся 65 моряков, из которых пять тяжело больны, в их числе были два человека с психическими заболеваниями. Тогда же, по словам Москальковой, был освобождён россиянин, который удерживался на корабле «Рондо». Позднее она сообщала о вызволении тяжелобольного моряка Степана Воробьёва. До этого в РФ были возвращены семь женщин-поваров и 11 членов экипажа судна «Авангард», которое прибыло в Измаил из Греции ещё 1 декабря 2021 года для ремонта.
В августе представитель МИД РФ Иван Нечаев утверждал, что, несмотря на неоднократные обращения Москвы, «Киев держит [моряков] в заложниках, видимо, рассматривая в качестве обменного фонда». Он добавил, что РФ ставила данный вопрос перед руководством Международного комитета Красного Креста (МККК). В частности, Россия направила дипломатические ноты президенту организации Петеру Мауреру и верховному комиссару ООН по правам человека Мишель Бачелет.
О реакции ООН можно судить по заявлению Татьяны Москальковой, которая объявляла, что представители международной организации обещали посетить удерживаемых под Одессой моряков. А МККК, по словам омбудсмена, ещё летом готовил «письмо к украинской стороне по решению этого вопроса». Позднее официальный представитель МККК Эван Уотсон подчёркивал, что комитет решает вопрос о судьбе россиян в Измаиле, которые, согласно четвертой Женевской конвенции, подлежат защите как гражданские лица. По его словам, Красный Крест «посредством своего двустороннего и конфиденциального диалога находится в контакте с соответствующими властями по вопросу о судьбе российских моряков».