Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил ввести уголовное наказание за принуждение к совершению аборта. Соответствующее обращение (есть в распоряжении News.ru) он направил министру юстиции Александру Коновалову и уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Инициативу поддержали народные избранники фракции «Единая Россия» Николай Земцов и Владимир Крупенников, о чём они сообщили News.ru.
На прошлой неделе в российских СМИ сообщалось о случае принуждения к аборту женщины жителем Дагестана. Как рассказала директор местного Центра защиты материнства и детства Евгения Величкина, мужчина заставил свою 19-летнюю супругу сделать прерывание беременности потому, что его не устроил пол будущего ребёнка: он хотел мальчика, тогда как его жена вынашивала девочку. Мужчина назвал жену неполноценной и избил. Директор центра добавила, что женщина сожалеет о произошедшем аборте и психологически травмирована, ей предстоит пройти реабилитацию.
Однако это не единственный случай, когда приходится делать аборт под давлением близких. Порой на операцию девушку толкает молодой человек, шантажируя разрывом отношений. Нередко играет роль и фактор материальной зависимости женщины от человека, который угрожает лишить её каких-либо благ в случае отказа от аборта. Отдельные мужчины не хотят рождения ребёнка и применяют физическое или психологическое насилие, заставляя сделать аборт. Кроме того, встречаются случаи угрозы увольнением со стороны работодателя, которому беременность работницы представляется нежелательной.
Как следует из обращения Милонова, в последнее время в нашей стране разгорается дискуссия относительно допустимости процедуры аборта. Противники неограниченного доступа к ней указывают, что зарождение новой жизни не является заболеванием и поэтому искусственное прерывание этого процесса не может быть включено в перечень бесплатных услуг системы ОМС.
Вместе с тем сторонники абортов замалчивают большое количество фактов, когда женщина идёт на прерывание беременности под давлением окружения и в последующем жалеет о своём поступке. По словам автора инициативы, в таких случаях девушки мучились угрызениями совести и доходили до суицидального состояния. При этом многие подобные ситуации заканчивались трагически.
В нашей стране действует законодательство, фактически допускающее склонение женщины к принудительному завершению беременности, отметил депутат. Тогда как помимо явных последствий, аборт несёт в себе целый «букет» последующих социальных проблем.
В связи с этим прошу рассмотреть возможность поддержать идею внесения дополнений в существующую законодательную базу об установлении запрета на склонение беременных женщин к совершению аборта или содействие такому склонению. Подобные случаи должны рассматриваться, по моему мнению, как уголовные преступления, — говорится в обращении.
Аборт не должен проводиться, если его хотят сделать под давлением третьих лиц без однозначного и взвешенного решения со стороны самой беременной, заключил депутат.
Идею поддержал координатор общероссийского общественного движения «За жизнь!» Сергей Чесноков. Однако, по его словам, она будет труднопроходимой касательно принуждения к аборту со стороны близких. Тогда как следует сосредоточиться на введении ответственности для склоняющих к процедуре врачей, подчеркнул он в разговоре с News.ru.
Важно, чтобы эта тема не выродилась в фантасмагоричные формы, как, например, тема харассмента на Западе. В данном случае это другая история, но я предвижу, что здесь будут подобного рода подводные камни. Будет очень сложно доказать принуждение к аборту со стороны близких, если это, конечно, не такой вопиющий случай, как в Дагестане. А что касается введения ответственности за принуждение к аборту со стороны врачей, то здесь однозначно считаем, что это необходимо. Мы постоянно получаем тревожные звонки по поводу склонения к аборту со стороны медработников либо неправильной постановки диагноза, непрофессионального отношения к пациенту. Есть также акушерская агрессия. Мы считаем, что в первую очередь нужно говорить об этом, и законодательная инициатива должна быть направлена именно на это.
Чесноков добавил, что в движении готовы провести общественный мониторинг случаев доведения до аборта со стороны врачей.
В пользу признания принуждения к аборту наказуемым деянием в беседе с News.ru высказался заместитель председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Я считаю, что принуждение женщины к аборту, в том числе возможное в случае, если она находится в зависимом положении, конечно, является действием, которое вызывает массу вопросов. В том числе, вероятно, с точки зрения действующего уголовного закона. Если в семье есть люди, неважно, в какой находящейся степени родства по отношению к женщине, которые пытаются каким-либо образом, опять же, используя её зависимое положение, если таковое есть, принуждать к совершению аборта, то конечно, такие действия, на мой взгляд, должны быть наказуемы.
Кипшидзе добавил, что для обсуждения возможного наказания требуется широкая общественная дискуссия. В том числе с привлечением юристов, которые занимаются правоохранительной деятельностью и уголовным судопроизводством.
В Великобритании есть сервис медицинских или квазимедицинских услуг, который позволяет супругам выбирать пол ребёнка на ранних стадиях беременности, отметил зампред синодального отдела. Если пол не соответствует ожидаемому, то делают аборт.
Эта практика была подвергнута очень серьёзной критике представителями консервативных христианских кругов Великобритании как напоминающая о евгенике. То есть, искусственном селекционировании людей, которым, как мы знаем, в своё время занимались представители нацизма, — пояснил Кипшидзе.
Как заявила в сентябре министр здравоохранения Вероника Скворцова, количество абортов в России за четыре года сократилось на 30%: в настоящее время их зарегистрировано 576 тысяч за год, и из них только 290 тысяч — по желанию женщины. По её словам, в прошлом году из 290 тысяч россиянок, которые хотели искусственно прервать беременность и прошли психологическое консультирование, свыше 40 тысяч отказались от этой идеи и родили детей.
По данным Минздрава за 2018 год, чаще всего аборты делают в Еврейской автономной области. Там на 1 тысячу женщин в возрасте от 15 до 44 лет пришлось 35,6 аборта. Также высокие показатели отмечены в Республике Тыва и Сахалинской области — 34,5 и 32,2 соответственно. Реже всего к абортам в 2018 году прибегали жительницы Москвы, а также Ингушетии и Дагестана.
Почти 80% участников опроса в России назвали аборт убийством, рассказывал News.ru. Отмечается, что 57,7% респондентов считают началом жизни человека момент зачатия. Почти четверть (23,9%) полагают, что жизнь человека начинается с его рождения, а 15,6% — с начала сердцебиения. Некоторые опрошенные (2,8%) заявили, что жизнь начинается с первой двигательной активности.
В ходе опроса активисты также поинтересовались мнением респондентов о том, с какого момента жизнь человека должна быть защищена на законодательном уровне. Выяснилось, что 44,3% уверены в необходимости такой защиты с момента зачатия, несколько меньше (42,7%) — со времени рождения.