Деньги на ИГ: кто и как способствует развитию терроризма

Общество 13 ноября, 2019 / 19:11

Суд приговорил к девяти годам колонии строгого режима Умирова Умара. Ранее его обвинили в финансировании террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена на территории РФ).

Так, согласно данным, которые есть в распоряжении News.ru, Умиров перевёл 19 тысяч 400 рублей на счёт некоему Сардорбеку Якубжанову, входящему в группировку, о которой говорилось выше.

Параллельно с Умировым суд рассматривал дело Байбабаева. Он был приговорён к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима за спонсирование террористических группировок. В ходе оперативных работ установили, что он состоял в неком закрытом Telegram-канале, который по названию совпадал с обозначением запрещённой группировки, также дома у Байбабаева обнаружили запрещённую литературу и банковские карты, с которых переводились деньги для помощи террористам.

Напомним, что буквально год назад разворачивалась эпопея с блокировками счетов ИП якобы по сомнительным операциям. Действительно ли можно получить срок за один сомнительный перевод на карту и как работает эта статья, разбирался News.ru.

Перевод — часть беды

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Чтобы обвинить человека в спонсировании террористов, одного перевода денег мало.

Сам факт перевода не говорит о преступлении, — утверждает источник в силовых кругах.

Если разбираться с ситуацией Умирова, то, кроме перевода, на него указывали другие лица, лично незнакомые, но знающие его ФИО, которые в своё время были привлечены к ответственности за аналогичное преступление.

Также известно, что Умиров косвенно призывал людей из своего окружения спонсировать запрещённые группировки.

Пару лет назад был похожий случай, когда человека подозревали в переводе денежных средств именно на помощь террористам. Но при изучении переводов и опросе самого подозреваемого стало ясно, что тот невиновен.

Он помогал своим согражданам, тем, у кого не было карт или кто не умел пользоваться ими, переводить деньги родственникам через свою карту. То есть он действительно не знал, кому и куда переводит, — пояснил эксперт в силовых кругах.

Денежный голод

На сегодняшний момент сложно сказать, какую именно сумму денег ежемесячно получают сторонники террористических группировок. Для примера, только за ноябрь две девушки умудрились собрать пожертвований на 10 млн рублей.

Так, согласно сообщению ведомства, две жительницы Дагестана делали это, скорее всего, классическим способом, через социальные сети.

С террористами безжалостно борются не только на территории России, ведётся мировая борьба. Все силы направлены в первую очередь на отрезание денежных путей для террористических группировок, что значительно усложняет незаконную деятельность. Но просто проверять и блокировать все счета без разбора невозможно и не нужно, полагает собеседник.

Один из способов — это закрытые каналы в социальных сетях. С участниками общества ведутся соответствующие беседы, выкладываются видео и аудиофайлы вербовочного характера и, соответственно, счета, на которые можно перевести деньги, — поясняет эксперт.

Бутафорский фонд

Возвращаясь к переводам, важно понимать, осознано ли это делал человек или нет.

Если он не знал, куда переводил деньги, или его попросили, это легко проверить. Очень часто также «незнание такое же», как у Умирова. То есть человек выбрал такую тактику защиты, что он не знал, потому что его карту украли. По факту было доказано, что карта была при нём и он знал, куда переводил деньги, — уточнил эксперт в силовых кругах.

Другой специалист в разговоре с News.ru отметил, что на сегодняшний день существует много некоммерческих фондов, которые вводят в заблуждение их участников в плане истинных целей расходования средств.

Сейчас благотворительные фонды проконтролировать практически невозможно. Они регистрируются, а чем они занимаются и куда потом уходят деньги, наверное, ни одна финансовая организация сказать точно не может.

Сергей Гончаров президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Также эксперт рассказал, что сбор средств происходит и в мессенджерах. Он подчеркнул, что это далеко не самый распространённый способ.

Допустим, у нас в России, в Москве много выходцев или мигрантов из Средней Азии и им не нужны какие-то особые проводки официальные. У них есть так называемая чёрная касса, которая из одной страны в другую чисто по договорённости перевозит деньги. Ты сегодня отдаёшь их одному, а в другой стране получаешь у другого человека по своей договорённости. В этом смысле эта схема существует, и пока спецслужбам довольно-таки проблематично с ней бороться, — сетует эксперт.

Оба эксперта заключили, что вопрос финансирования терроризма, да и группировок, находящихся на территории, контролируемой ИГ (запрещена на территории РФ) сложен и неоднозначен. Он требует не только внимания общественности, но и некоторых доработок в законодательстве касательно благотворительных фондов.