День Крещения Руси, отмечаемый 28 июля, символизирует поворотный момент в судьбе восточнославянских народов. В 988 году князь Владимир Святославич принял христианство как государственную религию, положив конец языческому периоду. Это событие не было спонтанным: ему предшествовали попытки христианизации при княгине Ольге (в середине X века) и даже ранее — в эпоху первых русских князей Аскольда и Дира (860-е годы), известную как «Фотиево крещение». Однако именно Владимир обеспечил необратимость события.
Крещение укрепило международный авторитет Руси, открыв пути для династических браков с европейскими монархами (например, дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции) и политических союзов. При Владимире развернулось грандиозное храмовое строительство (знаменитая киевская Десятинная церковь), создавались центры «книжной мудрости», а византийские зодчие и иконописцы принесли традиции мозаики и фресковой живописи. Новая вера выступила духовным стержнем, сплотившим разрозненные племена вокруг «единой Веры, единого Государя, единой Державы».
До 988 года Владимир был правителем, исповедовавшим язычество, известным жестокостью и многоженством. Летописное «испытание вер» описывает встречи с послами ислама, иудаизма и католичества, но решение принять православие определила эстетика византийского богослужения: посланники Владимира, побывав в Константинополе, сообщили, что «не ведали, на земле или на небе пребывали».
Ключевым событием стало крещение Владимира в Херсонесе (Корсуни). В соответствии с летописями, князь осадил город, потребовав в жены сестру византийских императоров Анну, и прошел обряд крещения в храме «на торговой площади». Этот шаг имел и политический подтекст: Русь стала военным союзником Византии, отправив войска против мятежного полководца Варды Фоки.
Решение Владимира было продиктовано не только личным духовным поиском или политическим расчетом. Оно отвечало назревшим внутренним потребностям молодого государства. Язычество с его племенными культами и отсутствием единого морального кодекса затрудняло централизацию власти и консолидацию разрозненных восточнославянских племен в единый народ. Христианство же предлагало универсальную этическую систему, укрепляло авторитет княжеской власти и создавало прочную идеологическую основу для государства.
Великий День Крещения Руси, начавшийся в Киеве, на самом деле не был одномоментным актом. Процесс христианизации растянулся на десятилетия, а местами — на столетия, встречая сопротивление (как, например, известное восстание волхвов в Новгороде, усмиренное воеводой Путятой). Однако авторитет князя, поддержка создаваемой церковной структуры и постепенное проникновение новой веры в быт обеспечили ее окончательную победу.
После крещения Владимир радикально изменился: отпустил жен и наложниц, отменил смертную казнь, организовал раздачу пищи неимущим. «Был я как зверь, — говорил он, — но Ты укротил меня». Его прозвище Красное Солнышко отразило народное признание его заслуг в духовном преображении Руси.
Традиция распространилась на Белоруссию и Молдавию. В Белоруссии масштабные мероприятия проходят в Полоцке — одном из древнейших центров христианства на белорусских землях. В Молдавии к празднику присоединяются крупные монастыри.
Центральные богослужения возглавляет патриарх Кирилл. В 2025 году, как и в предыдущие годы, они пройдут в ключевых святынях: Московском Кремле, Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, у памятника Владимиру на Боровицкой площади Москвы.
По всей стране организуются просветительские акции — выставки, лекции и благотворительные проекты, подчеркивающие роль христианства в культуре. Например, в Херсонесе (месте крещения Владимира) устраивают исторические реконструкции.
Интересно, что праздник поддерживают разные конфессии. В 2010 году представители ислама и буддизма России публично одобрили это событие, назвав «радостным моментом для братьев-христиан». Память о крещении Руси чтят и в православных диаспорах по всему миру, где дата крещения Руси становится поводом для встреч, лекций о русской истории и культуры.
Богослужения совершаются по чину великого праздника: читаются акафисты князю Владимиру, а в проповедях акцентируется его роль как «равноапостольного» просветителя.
Многие епархии и приходы организуют в этот день или накануне:
Благотворительные акции: помощь детским домам, больницам, домам престарелых.
Культурно-исторические фестивали: реконструкции событий эпохи Владимира, выставки древнерусского искусства и книжности, концерты духовной и народной музыки.
Образовательные проекты: лектории, открытые уроки в школах и вузах, публикации в СМИ и интернете, рассказывающие о глубине исторического смысла праздника. Особое внимание уделяется доступности информации для людей с ограниченными возможностями, например через адаптированные издания или сурдоперевод.
Молодежные встречи и форумы: церковь видит в Дне Крещения Руси важный повод для разговора с молодым поколением о ценностях личности и общества, патриотизме, основанном на знании своей истории.
Принятие христианства определило цивилизационный путь России, интегрировав ее в христианский мир и дав импульс к развитию литературы, искусства и государственности. Как писал академик Дмитрий Лихачев, после принятия христианства Русь стала «полноправной участницей истории всего человечества». Великий День Крещения Руси продолжает объединять народы, напоминая, что духовное наследие — основа национального единства. «Приняв христианство, князь Владимир сделал не просто духовный, но цивилизационный выбор. Невозможно представить, какой была бы идентичность России без него», — говорил митрополит Волоколамский Иларион.