Весь мир отмечает 1 марта День кошек. Миллионы хвостатых домоседов получат сегодня что-то особенно вкусное на обед, а также усиленную порцию любви и нежности со стороны своих хозяев. News.ru решил поинтересоваться: отметят ли этот день котики, живущие в главном музее страны — Государственном Эрмитаже?
Заодно нам представилась возможность узнать у Марии Халтунен, пресс-секретаря эрмитажных котов, как поживает обаятельный белоснежный предсказатель Ахилл, прославившийся на весь мир во время ЧМ-2018, и не забывает ли про хвостатых служащих музея директор Эрмитажа, Михаил Борисович Пиотровский. Выяснилось, что всё хорошо — коты живут по-королевски.
— Мария Борисовна, сколько сейчас эрмитажных котиков? Разбирают ли их петербуржцы?
— Сейчас их около 70. Некоторые из них очень хотят домой. У нас всегда большой конкурс на котиков, и, прежде чем отдать животное, мы тщательно проверяем — что это за человек, достоин ли он стать хозяином. Убедившись в хороших намерениях, мы предлагаем котиков, но только тех, кто действительно хочет в семью, дружит с лотком и так далее.
— Ходят слухи, что каждому, кто «усыновит» эрмитажного котика, музей даёт специальное удостоверение, по которому можно бесплатно посещать экспозицию. Это правда?
— Это легенда. Владельцам котиков при желании дают сертификат, что у них именно эрмитажный кот. Владельцев всегда рады видеть в Эрмитаже, но особого удостоверения нет.
— Будете ли вы отмечать сегодня, 1 марта, День Кошек? Или всё пройдёт по-будничному?
— Абсолютно в рабочем режиме. Мы отмечаем «День эрмитажного кота». Дата праздника плавающая. Обычно это где-то после Пасхи, в какую-то из суббот, поближе к тёплой, настоящей весне. Как правило, в этот день котики очень волнуются и норовят спрятаться. Придут тысячи людей и увидят в итоге одного или двух котов, остальные все убегут и спрячутся. Но зато в подвале будут экспонироваться сотни детских рисунков, рассказывающих об эрмитажных котах.
— Где можно познакомиться с представителями эрмитажного сообщества котов?
— Проще всего это сделать в кото-кафе. Таких кафе в Петербурге сейчас два — одно возле Биржи и второе — на Литейном: «Республика кошек» и «Республика котов».
— Хотелось бы побольше узнать о быте эрмитажных «хвостиков». Они живут в подвалах?
— Да, большую часть времени они проводят именно в подвалах. Но нужно знать, что такое эрмитажные подвалы. Они не совсем обычные: высота потолков более 2 м, иногда даже 3 м и более — в зависимости от помещения, под которыми они проходят; в некоторых подвалах есть залы или широкие коридоры — метра 3−4 шириной. Там проходят коммуникационные магистрали, в том числе трубы горячей воды, на которых можно прекрасно провести время. Это просто пространство. Единственное — в подвалах нет окон, но зато есть выходы во внутренние дворы — у котиков есть возможность погулять в большом дворе Эрмитажа, а также во множестве маленьких дворов, которые не видны посетителям.
— Как питаются ваши котики?
— По-разному. Есть небольшой участок подвала, который принято считать кошачьим домиком. Часть кошек нуждается в специальном питании, они живут в отдельных отсеках, где много лежаночек и где всегда есть плошки с едой. Там же есть раковины, где моют их посуду, и там же установлена стиральная машина, где стирают кошачьи подушки, матрасики, одеяльца. Здесь же находятся верёвки, на которых всё это сушат — это к вопросу кошачьего быта. Очень трогательно. Другая часть кошек живёт небольшими прайдами по всем подвалам, а это огромная территория, так вот, там их регулярно кормят два или три наших волонтёра: приносят еду, меняют им воду, проверяют лоточки и так далее.
— Как обстоят дела с мышками в эрмитажных подвалах? У котиков есть возможность проявить себя как охотников?
— С мышками у нас всё хорошо. Мы обязаны проводить дератизацию, как и все музеи мира, что мы и делаем строго по графику, согласованному с санэпидемстанцией. Идёт обработка подвалов химией. В результате обычно мы не находим никого, или, крайне редко, это может быть одна мышь. Потому что мыши и крысы предпочитают не приходить туда, где пахнет котами.
— Как поживает кот Ахилл?
— Прекрасно поживает. Он переехал к своему личному ветеринарному врачу, это Анна Кондратьева, которая, кстати, и открыла «Республику котов». Ахилл ведёт социально активную жизнь, и, как мы и обещали, занимается благотворительностью. В частности, дважды в месяц он посещает детский хоспис вместе с другими животными, а также он встречается с постояльцами домов престарелых.
— Михаил Борисович (Пиотровский) часто вспоминает о котиках?
— Михаил Борисович любит шутить: «О котах меня спрашивают чаще, чем о Рембрандте». Именно благодаря ему в мире эрмитажных котиков царит такое благоденствие. Это он решил выделить им эти помещения, позаботился о том, чтобы там была вода и всё необходимое. Он считает, что, если коты счастливы — значит, в коллективе всё отлично.