Не успели утихнуть судебно-медицинские страсти вокруг абсурдного и шокирующего дела «пьяного» мальчика, как врачебное сообщество России опять штормит. На этот раз причина — приговор, который суд вынес на днях столичному гематологу Елене Мисюриной. Суд обвинил Елену в смерти пациента, медики же утверждают, что в случае, за который была осуждена Елена, она просто не может быть виновата. Более того, видят в произошедшем угрозу всей российской медицинской системе. Где правда, пытался разобраться корреспондент News.ru.
Чтобы понять ситуацию, для начала расскажем, что же всё-таки случилось. А история эта началась 25 июля 2013 года, когда в клинику, где работала доктор Мисюрина, прибыл пациент с целью проведения трепанобиопсии — процедуры взятия образца костного мозга. Данную процедуру и провела ему доктор Мисюрина. Для неё процедура была рядовая — в своей трудовой практике она выполняла такую сотни, а может быть, и тысячи раз.
Разумеется, такие сложные анализы здоровым людям не проводят. Был изрядно болен и тот пациент. На момент обращения у него были диагностированы рак предстательной железы, миелофиброз с переходом в стадию острого лейкоза и диабет. Однако после процедуры, которую провела Елена, мужчина в нормальном состоянии самостоятельно покинул клинику.
День, однако, оказался для него роковым. В тот же вечер мужчину привезли уже в другую коммерческую клинику с диагнозом «острый аппендицит». Там ему сделали операцию, но вот из этих больничных стен пациент живым уже не вышел. 28 июля он скончался в реанимационном отделении этой коммерческой клиники.
Тем не менее в феврале 2014-го запрос из Следственного комитета, занимавшегося расследованием обстоятельств смерти этого мужчины, пришёл не в клинику, где погиб пациент, а на имя Елены Мисюриной.
Ещё через год, в январе 2015-го, в отношении доктора Мисюриной было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Ещё через год, в январе 2016-го, его переквалифицировали на п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».
В итоге именно по этой статье Елену и осудили. Если объяснять логику следствия по-простому, суд счёл, что причиной смерти пациента стала та самая процедура трепанобиопсии, которая якобы была выполнена с нарушением установленной методики.
«Врач нарушила методику, тактику и технику выполнения трепанобиопсии, из-за чего причинила пациенту сквозные повреждения кровеносных сосудов, в результате через несколько дней он скончался», — решила судья, 24 января 2017 года присудив Елене Мисюриной два года колонии общего режима.
Произошедшее вызвало волну возмущения среди врачей буквально сразу. За несколько дней история осуждения Елены Мисюриной получила огромный резонанс, и он стремительно нарастает. В этом можно легко убедиться, если зайти в Интернете на страницу созданной российскими медиками петиции на имя президента под названием «Верните свободу врачу». Каждую минуту количество подписей на ней пополняется на несколько штук. На данный момент петицию подписали более 60 тысяч человек. И это — всего за четыре дня.
Вообще, элементы абсурда в этом деле в глаза бросаются сразу.
Во-первых, Елена Мисюрина — далеко не рядовой врач. Она кандидат медицинских наук, врач-гематолог высшей категории — то есть из тех докторов, о ком в народе принято говорить «светило». А также руководитель гематологической службы московской больницы № 52. Как такой опытный доктор мог совершить смертельную ошибку?
Во-вторых, судебный процесс. Как оказалось, он длился целых пять лет! Манипуляция, совершённая с пациентом, в ходе которой, по мнению суда, якобы ошиблась Елена, была совершена аж в 2013 году. И вот в 2018-м доктора посадили в тюрьму — за действие, совершённое пять лет назад.
Ну и в-третьих, приговор. Как мы знаем, врачебные ошибки на территории России — не такая уж большая редкость. Есть и спорные случаи после того, как пациенты умирают. Однако обычно наказанием для медиков за это становятся условные сроки, запреты на выезд за пределы места жительства или обязательные работы. Елену Мисюрину же приговорили к двум годам заключения в колонии общего режима. Почему так строго?
Но главное, о чём говорят врачи, Елена просто не может быть виновата, так как с точки зрения медицины решение суда абсурдно. «По мнению специалистов в данной области, процедура трепанобиопсии не могла вызвать кровоизлияние, повлекшее смерть пациента, — буквально говорится в петиции. — Суд не учел объективного факта того, что наиболее вероятной причиной данной патологии должно считаться осложнение основного заболевания пациента — онкологический процесс. На фоне онкологического заболевания спонтанные кровоизлияния, подобные произошедшему в данном случае, являются наиболее частой причиной смерти больных. Следовательно, именно осложнение онкологического заболевания следует считать единственной причиной смерти и в данном случае. Версия о причинно-следственной связи проведенного за несколько дней до смерти пациента диагностического мероприятия является абсолютно надуманной и не подтвержденной доказательствами экспертизы».
Согласны с этим и самые знаменитые российские учёные.
«Все то, что произошло с доктором Еленой Николаевной Мисюриной — это беспредел», — написал в своём Twitter глава Национальной врачебной палаты, доктор медицинских наук, профессор Леонид Рошаль.
«Чудовищная ситуация. Какая-то полная глупость: проткнуть сосуд невозможно — там нет сосудов. Кровотечение могло быть из-за несворачиваемости крови. Но ведь речь о тяжелых больных, у которых возможны всякие проблемы. В том числе — кровотечение, нагноение, перитонит и т.д. Несправедливость — это самое малое, как можно охарактеризовать ситуацию. Дело врачей во всей своей красе!» — написал у себя в Facebook доктор медицинских наук, профессор гематологии Павел Воробьёв.
Ну а это — ещё одно, что стало, пожалуй, верхушкой айсберга. «Новое дело врачей» — вот какое название получило дело Елены Мисюриной в Интернете. Почему? Логика проста: на месте осуждённого доктора-гематолога может легко оказаться каждый врач. А особенно тот, которому достался сложный пациент. Об этом также упомянуто в петиции. В доказательство этого в соцсетях медики запустили флешмоб, в ходе которого меняют свои личные фотографии на аватарках на фото Елены Мисюриной. Более того, о своём уходе из профессии в соцсетях уже заявили несколько врачей. На эту же тему в своём Facebook высказалась одна из самых авторитетных общественниц России — учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения города Москвы Нюта Федермессер:
«В свое время „дело трансплантологов“ отбросило российскую трансплантологию на 20 лет назад. „Дело Хориняк“, хоть и выигранное, длилось больше трех лет, и я не знаю ни одного медика, который хотел бы повторить этот победоносный путь. И до сих пор вся эта история аукается, отпугивает медиков от паллиативной помощи, где работа с наркотиками неизбежна, а значит — лишает нас рук, умов, сердец хороших специалистов. „Дело Мисюриной“ грозит обездвижить и парализовать всех без исключения врачей на годы вперед. Вспоминается профессор Преображенский: „Ключи могу передать Швондеру. Пусть он оперирует“. Все же судья не смелая, она — дура. Ну или раздобыла где-то пилюлю бессмертия. Но я, честно говоря, больше думаю не про неё, а про десятки тысяч врачей по всей стране. Я знаю, что каждый дельный врач сегодня, вот именно сейчас, перекатывает в голове своей эту историю. Передумывает, зависает над решением и последствиями. Для себя и для всей системы. Представляет себя на месте Елены Мисюриной: вышел утром из дома, пришёл по работе в суд. Ну что, бывает, такая работа... А из суда не вышел!»
И вот это, пожалуй, пугает больше всего.
Врачам в России и так вряд ли можно позавидовать. Достаточно вспомнить процессы, происходящие в российском здравоохранении в последние годы, чтобы понять, почему некоторые из них совсем расхотели нас лечить. Не хватало ещё, чтобы они начали этого бояться...
ГБУЗ «Городская клиническая больница № 52 Департамента здравоохранения города Москвы»:
«Мы потрясены событиями, происшедшими с известным врачом-гематологом, нашим другом и коллегой Мисюриной Еленой Николаевной. Мы все знаем ее как отличного профессионала, честного, порядочного и открытого человека. Работа талантливого врача прервалась по обвинению суда 22 января, откуда Елена была отправлена в СИЗО с приговором по статье, предусматривающей нанесение тяжкого вреда пациенту в 2013 году. Доктор Мисюрина сделала более 8000 данных манипуляций, она профессионал, которого знает все сообщество гематологов в России, и предположить, что она намеренно провела процедуру с целью нанесения вреда пациенту, просто абсурдно. К сожалению, невозможно привести все обстоятельства этого процесса, но ясно одно. Произошла огромная несправедливость, и врач оказался за решёткой. За плечами Елены Николаевны спасенные жизни больных лейкозом, пациентское сообщество также шокировано подобным процессом. Мы выражаем слова поддержки семье, где остался маленький сын, родителям, которые тоже находятся в возрасте и болеют».
Межрегиональная общественная организация «Лига защиты врачей»:
«В данном уголовном процессе мы имеем дело не только с личной трагедией врача, лишившегося свободы за честное выполнение своей работы. Данный приговор ставит под удар всю медицинскую отрасль и, что не менее важно, право пациентов на наиболее эффективные методы диагностики и лечения.
Итак, практикующий врач осужден за оказание работ или услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Очевидно, что в медицине нет совершенно безопасных процедур, и даже банальная инъекция или прием таблетки может завершиться фатально.
Это значит, что врач осужден не за халатность, не за незнания, не за то, что недостаточно качественно выполнила свою работу. По факту, врач осуждена именно за то, что выполнила свою работу. Именно по этой причине мы не акцентируем внимание на виновности или невиновности врача. По мнению суда, врач виновен уже потому, что выполнил свои обязанности.
Применение части второй статьи 238 УК РФ для обвинения и лишения свободы врача значит, что начиная с 22.01.2018 года врачи будут думать не об эффективном лечении пациентов, а о том, как минимизировать риск побочных эффектов. В сложившейся ситуации пациенты более не смогут рассчитывать на максимально эффективное лечение, только на процедуры с минимальным риском нежелательных явлений. Стоит ли лишний раз напоминать, что в медицине эффективность и безопасность далеко не всегда идут рука об руку?
Осуждение врача Мисюриной — уже не просто трагедия личности, осуждение врача Мисюриной — это дамоклов меч, занесенный над ВСЕМИ врачами и пациентами нашей с вами страны.
И если мы, общество, вне зависимости от того, врачи мы или пациенты, не отстоим Елену, не добьемся отмены неправосудного приговора, то мы лишим себя надежды на качественную и эффективную медицинскую помощь в будущем».