Недостаток йода является проблемой всех без исключения регионов России. С таким заявлением выступила министр здравоохранения Вероника Скворцова. Чтобы изменить эту ситуацию, Минздрав разработал законопроект «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода». Согласно документу, с 2020 года в России будут приняты меры по всеобщему йодированию пищевой поваренной соли. О плюсах нововведения, а также о том, к каким последствиям может привести йододефицит, News.ru поговорил с заместителем директора Эндокринологического научного центра Минздрава по координации эндокринологической службы, членом-корреспондентом РАН Екатериной Трошиной.
Широкомасштабные эпидемиологические исследования доказали, что потребление йода россиянами составляет не более 80 мкг в сутки, что в несколько раз меньше рекомендованных ВОЗ нормативов. По словам Трошиной, чаще всего с угрожающими здоровью последствиями йодного дефицита сталкиваются беременные и дети.
Драматические последствия длительного некомпенсированного недостатка этого элемента зафиксированы в регионах с крайним природным дефицитом йода. В их число входят Тува, Горный Алтай, регионы Северного Кавказа, а также Якутия, — пояснила врач-эндокринолог.
Пренебрежительно относиться к этому не стоит, ведь недостаток йода в организме может повлечь за собой серьёзные проблемы со здоровьем. Йододефицит, по словам Трошиной, неизбежно ведёт к таким страшным последствиям, как умственная и физическая отсталость, кретинизм, невынашивание беременности, врождённые пороки, заболевания щитовидной железы, а также в сотни раз увеличивает риск радиационно-индуцированного рака. Недостаток в организме этого микроэлемента лежит в основе усугубления сердечно-сосудистых заболеваний, болезни Альцгеймера, девиантного поведения подростков, снижения интеллектуального потенциала общества и социального инфантилизма. Снижение IQ ассоциировано со снижением успеваемости детей в учёбе, а среди взрослых — с меньшей экономической продуктивностью. При этом эндокринолог отмечает, что заболевания, связанные с недостатком йода, полностью предотвратимы при условии восполнения дефицита микроэлемента в питании. Однако поражения мозга ребёнка, связанные с дефицитом йода, который испытывает его мать во время беременности, являются необратимыми. Крайняя степень тяжёлого йодного дефицита — кретинизм. В странах, где нет законов о йодировании соли, беременным и кормящим женщинам рекомендуют принимать лекарственный препарат йодид калия.
По словам Екатерины Трошиной, у страдающего йододефицитом человека происходит формирование зоба (увеличение щитовидной железы) — сначала диффузного, а потом и многоузлового. В ряде случаев отмечаются нарушения функции щитовидной железы.
Это самые частые клинические проявления того, что человек в течение длительного времени получает мало йода. Йод — микроэлемент, который должен поступать в организм человека ежедневно, запастись впрок им невозможно, — пояснила член-корреспондент РАН.
Главный источник йода — продукты питания. Им богаты морепродукты, а также морская капуста, креветки, зелень петрушки, белая фасоль, яйца, грудка индейки, молоко и имбирь. Чтобы получить суточную норму йода, по словам эндокринолога, можно съедать по 2–4 устрицы или одного трепанга, или же около 150 граммов морской капусты. Стоит отметить, что включать богатые йодом продукты в свой рацион следует ежедневно.
В странах, где существует проблема дефицита йода, она успешно решается на государственном уровне путём принятия соответствующих законов, предусматривающих йодирование пищевой соли и использование её в пищевой промышленности для производства продуктов питания, в том числе хлеба, — добавила Екатерина Трошина.
По словам эндокринолога, соль является продуктом массового потребления, что делает её идеальным вариантом для программы массовой профилактики. Также она отметила, что соль дёшево стоит — добавочная стоимость йодирования одного килограмма соли составляет 2 рубля. Более того, почти столетний опыт многих стран мира доказал успешность программы йодирования для профилактики заболеваний. Биологически активные добавки с йодом в качестве средств для массовой профилактики, напротив, не используются ни в одной стране мира.
Всемирная организация здравоохранения справедливо рекомендует введение массовой профилактики йодированной солью и в то же время даёт рекомендацию по ограничению соли как таковой в питании в принципе. В данном случае одно не противоречит другому: соли нужно есть меньше, но эта соль должна быть йодированной. При этом в России йодированную соль в питании употребляет менее 30% населения, — заявила Трошина.
Эксперты прогнозируют, буквально за несколько лет от проблемы йододефицита можно избавиться. Нормализации потребления йода можно достичь в течение первых трёх лет с момента принятия разработанного Минздравом законопроекта, отмечает специалист. Ожидаемое устранение последствий дефицита йода позволит уже через 10–15 лет ликвидировать йододефицитный кретинизм и ассоциированную с ним инвалидизацию, увеличить интеллектуальный потенциал нации на 10% и продолжительность жизни пациентов с патологией щитовидной железы на 7–10 лет.