Дьявол из «ящика»

Общество 18 сентября, 2017 / 06:00

Всего-то 20 лет назад детство было совсем другим. Другие игры, другие герои, другие идеалы. Во многом их формировало телевидение. А что сегодня смотрят наши дети? И как это на них влияет?

Корреспондент News.ru поговорила об этом с семейным психологом, специалистом по подростковой психологии Юлией Шакировой.

— Юлия, каким вы видите сегодняшнее телевидение? Как оно влияет на психику детей и подростков?

— На мой взгляд, современное телевидение не решает задачи эстетического воспитания. Человек переключает каналы — и на него сыплется поток эмоциональных драм, политических разборок и рекламы. Таково, конечно, наше время — информации в нём в переизбытке, и идёт она отовсюду. Из телевизора, Интернета, телефона. Что же касается влияния на детскую психику, то оно огромно. Дело в том, что психика человека до 25 лет очень впечатлительна, из окружающей среды она вбирает всё, что там есть. И отдельная история — подростки...

— Каковы в этом смысле особенности психики подростков?

— В каждом возрасте свои задачи развития. Что смотреть малышу, выбирает его мама, а для подростка пример — референтная группа: друзья, сверстники. Именно они являются основным ориентиром в принятии решений. Поэтому по телевизору он, скорее всего, будет смотреть то, что смотрят его друзья, — чтобы обсудить это, поддержать разговор. И вот тут всё сложно. Потому что выбор он может сделать исходя из авторитета друзей, а не из собственных интересов. Даже если понимает, что эта передача «не слишком умная». Таковы особенности возраста.

— Тогда давайте поговорим о том, как на психику подростка может повлиять то, что он там, в этой передаче, увидит. Возьмём передачу самого популярного сегодня жанра — ток-шоу...

— Опасность этого жанра, на мой взгляд, состоит в том, что его выдают за разговор по душам. На деле же это, в первую очередь, зрелище. Люди, конечно, там разговаривают, но ведь разговаривать можно по-разному. Серьёзный разговор, в котором решается проблема, предполагает концентрацию внимания. Задача шоу — развлечь, отвлечь, эмоционально раскачать, вогнать в аффект. Подростки же смотрят всё это, думая, что перед ними модель, по которой решается проблема. А наблюдая галдёж и неспособность взрослых решить свои проблемы, они теряют к ним уважение, а оно в подростковом возрасте и так сильно шатается. Ещё хуже — если они пытаются использовать эти модели в своей жизни, а те не работают. Так что всё это совсем не полезно.

— Что уж тогда говорить о моделях решения проблем в другом популярном жанре — реалити-шоу...

— И это опять же шоу. Тем более опасное для психики подростка, что у него в эти годы очень высока потребность строить отношения. Особенно — если поблизости нет примеров отношений, например, мама с папой в разводе. И вот за тем, что ему так важно и интересно, при просмотре реалити-шоу он как бы подглядывает. Подглядывает с огромным интересом и открытым сердцем, воспринимая то, что ему показывают, за реальную жизнь. Принимая всё за чистую монету, считая, что отношения строятся именно так. А на самом деле это — шоу, где всё преувеличено и утрировано, где происходит гиперстимуляция чувств и эмоций. Психика же ребёнка, подростка ещё совершенно не способна такое выдержать, он ещё не умеет справляться со своими эмоциями. И никто его этому не учит. Стимулы сильные, психофизическое возбуждение нарастает. А что с ним делать? В итоге — агрессия, аффект, неумение справляться с собой — то, что мы наблюдаем в нашей жизни всё чаще.

— А потом спрашиваем, почему наши дети стали такими, откуда столько агрессии...

— Подростки — это лакмусовая бумажка нашего общества. Они, на самом деле, ничего нового не придумывают, а лишь транслируют теневую сторону общества взрослых. Всё это прорывается наружу просто потому, что они ищут способ привлечь к себе внимание. То, что мы видим в их поступках, это на самом деле мы. Характеристика нашего общества. Ну а потом, взгляните на то же самое телевидение. В наше время зачастую внимание привлекает не ум и талант, а провокация. Ведь и многие взрослые так же эпатируют публику. И это зачастую авторитетные люди — звёзды, актёры, политики. Так почему же мы удивляемся этому в детях? Почему подростки должны вести себя по-другому?

— И что нам со всем этим делать?

— При такой постановке вопроса возникает ощущение, что телевизор и поток информации — совершенно неуправляемая вещь. До тех пор, пока для взрослых это так, и для ребёнка это будет точно так же. Пока родителями не будет принято решение взять на себя управление этим потоком. И тогда ситуация уже изменится — встанет вопрос о том, КАК это делать. Откуда брать информацию, и так далее. Интернет, в отличие от телевидения, в этом смысле имеет большие бонусы — там вы сами принимаете решение, какая информация вам нужна. Кинофильм, книга, социальная сеть... Но осознанность необходимо наращивать в отношении ко всему. Прежде всего — чтобы не увлекаться информационным потоком, а самостоятельно выбирать, что именно из него нужно взять.

— Тогда вопрос — как?

— Не делать так, чтобы телевизор работал целыми днями. Не включать за ужином — лучше пообщаться! Учиться фильтровать информацию, следить за её качеством, уметь избавляться от лишней. Причём важно помнить, что ограничения и запреты в этом деле — не самый действенный инструмент, они, скорее, пробуждают интерес. Психика ребёнка и подростка настроена на поиск новизны, через любопытство ей можно управлять. А также направлять внимание и энергию ребёнка и подростка — помогать ему исследовать мир, показывать, чем можно увлечься, где можно получать эмоции и внимание. Телевидение — это процесс, им управляют люди, эти люди имеют свои задачи. И при выборе телеканала стоит замечать, каков его основной посыл. А самое важное, что в этом плане дать можно ребёнку, — это развитие вкуса. Важно как можно раньше научить юного человека делать выбор, причём опираясь не на внешнюю среду, а на свои истинные потребности. Для подростка будет лучшей поддержкой, если родители помогут ему выбрать референтную группу. Отправляйте детей в кружки, лагеря, где не просто учёба, а много неформального, качественного общения со сверстниками и взрослыми. И тогда никакому информационному потоку будет не по силам его «унести».