Чубайс «устроил» конец света в Москве. Кто ответил за блэкаут?

Общество 25 мая, 2025 / 00:00

25 мая исполняется 20 лет со дня крупнейшего блэкаута в Москве. Нештатные ситуации в работе электросетей столицы привели к нарушению устойчивости энергосистемы и последующему отключению линий электропередачи в мегаполисе, а также в Тульской, Калужской и Рязанской областях. Какие были последствия аварии, понес ли ответственность Анатолий Чубайс — в материале NEWS.ru.

Как начался крупнейший блэкаут в Москве и ряде регионов России

Происшествие 2005 года стало самым серьезным энергетическим кризисом в истории России. Он затронул около 7 млн человек. Перед блэкаутом произошли аварии меньшего масштаба на энергоподстанции «Чагино» компании «Мосэнерго» (она входила в состав ОАО РАО «ЕЭС России»), расположенной в московском районе Люблино. 23 и 24 мая там фиксировались неоднократные возгорания и выходы из строя трансформаторов, произведенных в 1958 и 1960 годах. По этой причине нарушалось электроснабжение столичных районов Марьино, Печатники, Люблино, Текстильщики, а также Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ).

Рано утром 25 мая на подстанции «Чагино» из-за повреждения выключателя сломался трансформатор, связывавший сети 500 киловольт (кВ) и 110 Кв. По этой причине автоматически начали отключаться высоковольтные линии. Почти в 11 часов утра произошла потеря генерации на ГЭС-1 им. П. Г. Смидовича, семи московских ТЭЦ и Каширской ГРЭС. Спустя несколько минут от перегрузки, возникшей из-за утреннего роста энергопотребления, случилось автоматическое каскадное отключение высоковольтных линий электропередачи юга Москвы и области.

Из-за отключения энергии горожане остались без связи и не могли пользоваться общественным транспортом. В условиях ЧП пропускная способность московских дорог и мощности операторов сотовой связи оказались недостаточными. Доехать из одной точки столицы в другую было затруднительно. Таксисты, воспользовавшись ситуацией, стали запрашивать у пассажиров астрономические суммы даже за короткие поездки.

Столичное управление ГИБДД сообщило, что на регулирование уличных пробок вышел весь личный состав инспекторов и старших офицеров. Однако на наиболее оживленных магистралях Москвы пробки в течение дня оказались без преувеличения чудовищными. В тот день юг и центр столицы фактически превратились в пешеходную зону — прямо по проезжей части шли тысячи людей.

Сколько людей остались без электроэнергии во время блэкаута

По данным РАО «ЕЭС России», к 12:00 25 мая 2005 года без энергоснабжения остались около 26% потребителей Москвы и области, 87% — в Тульской и 22% — в Калужской областях. Менее масштабные отключения произошли в энергосистемах Рязанской и Смоленской областей.

В частности, в столице были обесточены пять административных округов. Остановились 33 тысячи лифтов, в них оказались заблокированными порядка 3 тысяч человек. Без электричества остались 28 медицинских учреждений (три родильных дома, станция переливания крови, онкологический центр и морг) и 30 насосных станций «Мосводоканала».

По данным Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС, ЧП затронуло в общей сложности более 2 млн человек в Москве и порядка 5 млн граждан в Московской, Тульской и Калужской областях.

Что происходило в метро Москвы во время блэкаута 25 мая 2005 года

В результате энергетического коллапса остановились поезда метро на Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Люблинской, Замоскворецкой и Калининской линиях. Всего встало более 40 составов, в которых находились около 20 тысяч человек. В течение нескольких часов людей эвакуировали сотрудники МЧС. На железных дорогах Курского, Павелецкого, Киевского, Рижского и Рязанского направлений остановились 37 пассажирских, 700 пригородных и 125 товарных поездов.

Чтобы не допустить паники, работники метрополитена с мегафонами сообщали об остановке движения. Затем на станциях включили свет от резервных источников питания. Однако, по словам очевидцев, в переходах не было освещения, не работали эскалаторы.

На тех станциях, которые продолжали функционировать, возникла огромная давка — поезда шли с интервалами в 20 минут. Мосгортранс запустил по маршрутам закрытых станций метро тысячу автобусов, однако их не хватало для всех пассажиров. К 17:00 движение электропоездов в Московском метрополитене удалось частично восстановить.

В Москве и Московской области были задержаны 17 из 83 поездов дальнего следования, отправлявшихся со столичных вокзалов или прибывавших на них.

Пострадали ли пациенты больниц в результате энергетического коллапса

В зоне отключения электроэнергии оказались более 20 больниц и родильных домов. Вскоре все они были переведены на резервные источники питания, сообщил тогда руководитель департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский. Часть операций пришлось отменить. Военные предоставили больницам мобильные дизельные электростанции, что спасло жизни многих пациентов.

Была ли связь в Москве во время блэкаута

Дозвониться по мобильному телефону было крайне сложно. По оценкам компаний сотовой связи, нагрузка на сеть оказалась сопоставимой с загруженностью линий в новогоднюю ночь.

В частности, был обесточен узел обмена интернет-трафиком и возникли проблемы с доступом на многие российские серверы. Городская телефонная связь постепенно вышла из строя в ряде районов Москвы. По информации МГТС, в зоне энергокризиса оказались около 800 тысяч пользователей телефонов. 52 АТС перешли в режим источников бесперебойного питания, которых хватило максимум на четыре часа. В 16:00 в городской телефонной сети произошел массовый сбой.

Кроме того, случилась тотальная перегрузка у операторов сотовой связи. Так, компания «Вымпелком» сообщила, что с 13:00 нагрузка на сеть увеличилась в два-три раза, отсутствовала междугородняя связь.

Какой ущерб нанес властям Москвы и регионов РФ блэкаут 2005 года

Правительство Москвы оценило ущерб от блэкаута в 1 млрд 708 млн 400 тысяч рублей. По данным руководства МНПЗ, стоимость простоя с 25 по 30 мая 2005 года составила 3 млрд. Московская область понесла ущерб в размере 504 млн, администрация Тульской области — 436 млн 800 тысяч рублей. Финансовые потери ОАО «РЖД» составили порядка 650 млн.

Авария нанесла не только экономический, но и экологический ущерб. В течение нескольких часов в Москву-реку попадали сточные воды, не прошедшие очистку, потому что объекты водного хозяйства остались без электричества, а резервных источников питания у них не оказалось. Кроме того, сточные воды прорвали систему канализации, затопив небольшой участок Волгоградского проспекта. Из-за отключения электричества завод «Оргсинтез» произвел сброс оксида азота в атмосферу.

Кого власти обвинили в блэкауте

Президент России Владимир Путин фактически возложил ответственность за разразившийся в Московском регионе энергокризис на руководство РАО «ЕЭС России».

«Практика показывает, что недостаточно быть просто хорошим экономистом, недостаточно умело управлять финансовыми потоками, акциями, корпоративными процедурами или недвижимостью для того, чтобы успешно, эффективно управлять такой огромной и жизненно важной для страны отраслью. Нужно еще быть профессионалом, чтобы понять значение одного маленького винтика в огромной энергетической системе страны. Понять, насколько важно своевременно обратить внимание на какой-нибудь дешевенький трансформатор и к чему может привести несвоевременное или нештатное его обслуживание», — заявил он.

Глава государства также обратил внимание председателя правительства Михаила Фрадкова на цинизм и профессиональную непригодность руководства «Мосэнерго».

Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело в отношении руководства РАО «ЕЭС России» по статье 293 УК РФ «Халатность». При этом глава Минпромэнерго Виктор Христенко не исключил возможность диверсии. По его словам, на подстанции нашли признаки внешнего вмешательства.

Пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой обвинил в энергокризисе руководство «Мосэнерго». По его словам, причиной аварии стала системная неграмотная работа этого предприятия. Цой напомнил о возникающих время от времени перебоях со светом в столице. Он добавил, что город уже устал от неразберихи в менеджменте «Мосэнерго».

Согласно результатам расследования, проведенного комиссией РАО «ЕЭС России», авария произошла в результате наложения ряда факторов. Среди них — устаревшее оборудование подстанции «Чагино» и дневная температура воздуха около 31 градуса. По данным компании, каждый фактор в отдельности не мог привести к аварии столь крупного масштаба.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов в разговоре с NEWS.ru заявил, что причиной аварии стало разделение единой системы электроснабжения в России на большое число компаний, которое было чревато рассогласованностью действий.

«Свою лепту внесло устаревшее оборудование, что неудивительно. До того момента, особенно в 1990-е, его обновлению не уделяли внимание. В результате произошел энергетический коллапс, который запомнился надолго», — пояснил Хазанов.

По его мнению, авария показала, что энергосистема московского региона находилась не в лучшем состоянии. Нужно было принять меры, чтобы привести ее в стабильное состояние, требовалось техническое перевооружение оборудования. Хазанов отметил, что сейчас подобные ситуации вряд ли возможны.

Аркадий Евстафьев, возглавлявший на тот момент «Мосэнерго», отказался от комментария в разговоре с NEWS.ru.

Виновен ли Анатолий Чубайс в энергоколлапсе 2005 года

Возглавлявший в то время РАО ЕЭС Анатолий Чубайс принес извинения за неудобства, причиненные жителям Москвы, Московской, Тульской и Калужской областей. Он заявил, что авария «на нашей совести, это наша ошибка». В РАО ЕЭС заявили о техническом сбое, отметив, что на подстанции, построенной в 1963 году, была высокая степень износа оборудования, а инвестиционных средств для его замены не хватало.

Доцент Финансового университета Николай Яременко заявил NEWS.ru что Чубайс пришел в РАО ЕЭС с одной главной целью — демонополизировать, реформировать и приватизировать гигантскую энергосистему, доставшуюся от СССР.

«Его идеей было разделить генерацию, сети и сбыт, пустить туда частный капитал, создать конкуренцию, которая по замыслу должна была привести к модернизации и эффективности. Однако фанатичное стремление реализовать эту идею по рыночным лекалам оказалось оторванным от суровой реальности стареющей советской инфраструктуры. Вместо того чтобы в первую очередь вкладывать колоссальные средства в модернизацию сетей и оборудования — того самого „железа“, которое обеспечивало работу всей системы, — основные усилия и финансовые потоки были направлены на другие процессы — создание новых структур и подготовку к приватизации», — сказал Яременко.

По его оценкам, изношенность оборудования, устаревшие схемы управления, отсутствие должных резервов, нежелание или невозможность оперативно принимать решения на нижнем уровне, боязнь начальства в жесткой вертикали — все это стало минами замедленного действия, которые закладывались годами.

«Жизнеобеспечивающая, но не слишком прибыльная сетевая инфраструктура оставалась на голодном пайке и работала на износ. Он и пришел в Москву 25 мая 2005 года. Сказать, что виноват только Чубайс, было бы упрощением. Энергосистема — сложнейший организм, в котором много звеньев и ответственных. Но именно он был капитаном на этом корабле в течение десяти лет, определял курс и приоритеты. По мнению многих, курс Чубайса привел к тому, что система оказалась настолько уязвима. Это была цена реформ, возможно, проведенных слишком быстро и идеологизированно. Они были в недостаточной степени ориентированы на базовую безопасность и надежность», — отметил собеседник NEWS.ru

По словам Яременко, спустя 20 лет после блэкаута фамилия Чубайса стала символом определенного подхода к реформам, чьи последствия мы тогда почувствовали на собственной шкуре.

Читайте также:

Зачем Чубайс продал недвижимость в России? Вернется ли в РФ, простят ли его

Квартиры в Москве, особняк за $30 млн: какие активы остались у Чубайса в РФ

Арест имущества Чубайса: 5,6 млрд придется вернуть РФ. Его посадят?