Что известно о деле Абызова

Общество 26 марта, 2019 / 23:15

Бывшего министра по вопросам Открытого правительства России Михаила Абызова ФСБ задержала 26 марта. Позже в Следственном комитете сообщили, что экс-чиновнику инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 210 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ (создание преступного сообщества с использованием служебного положения; мошенничество в особо крупном размере).

По данным следствия, в период с апреля 2011 года по ноябрь 2014 года Абызов, являясь бенефициарным владельцем ряда оффшорных коммерческих организаций, создал и возглавил преступное сообщество. Действуя в соучастии с иными лицами, он похитил мошенническим путём денежные средства в размере 4 млрд руб, принадлежащие ОАО «Сибирская энергетическая компания» и ОАО «Региональные электрические сети», осуществляющих производство и передачу электроэнергии на территории Новосибирской области. Похищенные деньги в полном объёме выведены за рубеж. Своими противоправными действиями соучастники поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность ряда регионов страны, — говорится на сайте СК.

Соучастниками Абызова ведомство называет Николая Степанова, Максима Русакова, Галину Фрайденберг, Александра Пелипасова и Сергея Ильичёва. Фрайденберг задержали и доставили в СИЗО вместе с экс-министром.

Перед арестом
В последнее время Абызов проживал за пределами России. По сообщениям СМИ, чиновник проводил время со своей возлюбленной Валентиной Григорьевной на собственной вилле в Италии. На это в том числе указывают фотографии, которые девушка выкладывала в своём Instagram с геотегом Toscana, Italy (Тоскана, Италия).

«Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что Абызова выманили в Россию оперативники. Якобы бывший министр приехал на родину неделю назад для празднования дня рождения коллеги. Интересно, что за 11 дней до ареста ТАСС сообщил о том, что из СИЗО под подписку о невыезде был выпущен Михаил Чучкевич — соучредитель фонда Bright Capital, основным инвестором которого был Михаил Абызов.

Под управлением Bright Capital находится около $225 млн. Специализирующееся на стартапах издание TechCrunch называет его одним из самых активных российских фондов в Кремниевой долине. Чучкевич был первым российским инвестором, которому удалось договориться о сотрудничестве с венчурными гигантами Sequoia Capital и Kleiner Perkins. До того как открыть фонд, Михаил Чучкевич работал советником Анатолия Чубайса в «Роснано», который и познакомил его с Абызовым. В июне 2018 года управляющий Bright Capital был задержан. По версии следствия, в 2012 году он вступил в преступный сговор с топ-менеджером государственной Российской венчурной компании (РВК) Яном Рязанцевым и в обход совета директоров РВК они перевели $22,7 млн со счёта лондонской «дочки» венчурной компании на счёт Alion Energy. Затем они якобы обналичили и присвоили себе эти деньги.

Отъезд Абызова из России многие связывали с уголовным делом против Чучкевича. Однако в разговоре с «Собеседником» бывший чиновник отверг версию о том, что вслед за сидящим в СИЗО по подозрению в мошенничестве партнёром мог заинтересовать следователей. «Никакого отношения к этому не имею», — сказал журналистам Абызов.

Офшоры
Согласно базе данных юрлиц, Михаил Абызов был связан с 21 компанией и до сих пор связан с одной. Последняя — это консалтинговая OOO «RU-KOM». Гендиректор в ней — некто Олег Серебренников, который также входит в совет директоров «Сибирской энергетической компании» — одной из пострадавших от хищения, по версии следствия. Также Серебренников входил в совет директоров ныне ликвидируемой AO «GRUPPA E4», где Абызов также был председателем совета директоров. Эта компания занималась торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Согласно базе данных, у неё четыре совладельца: WOTKED SERVICES LIMITED, «БРИСТФОН МЕНЕДЖМЕНТ», «ЧИНОВАКО ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД» и «МИЛЛЕРВИЛЛЬ ФАЙНЭНС ЛИМИТЕД». Все зарегистрированы на Кипре. Причём директор последний также является главой ещё десятков зарегистрированных на острове фирм. Подобных связей с офшорами у Михаила Абызова ещё очень много.