В Красноярске вспыхнул скандал губернского масштаба. Местный ликёро-водочный завод выпустил сувенирную водочную бутылку в форме местной достопримечательности — часовни Параскевы Пятницы. Причём украшают её золотой купол с крестом. Естественно, что подобная эстетика вызвала протест со стороны местной православной епархии, резонно увидевшей в таком маркетинговом ходе глумление над святыней. Хотя, что на Руси по-настоящему свято, ещё большой вопрос.
Сразу вспомнилось, что там же, на берегу Енисея, не всем понравилось пиво «Адмирал» с явным профилем Колчака. Как раз в то время пошли разговоры о его заслугах в освоении Севера, совершенствовании картографии и разработке минных заслонов. Где-то пытались установить его бюст, в Питере повесить памятную доску. А потому и пивная этикетка искренне возмутила ревнителей официальных оценок Гражданской войны.
Да, собственно, водка у нас всегда ассоциировалась с определёнными политическими силами. Недаром же первая советская водка, которая так возмутила булгаковского профессора Преображенского, получила в народе неофициальное название «Рыковка» в честь тогдашнего советского премьера Алексея Рыкова. А спустя много лет, в 1983 году, бутылка водки с едко-зелёной этикеткой и несколько сниженной ценой вполне логично прозвали «Андроповкой».
Дальше больше. Импортная водка «Горбачёв» отразила заслуги первого и последнего президента СССР перед его западными партнёрами и доброжелателями. А уж сорокаградусный напиток «Перестройка» и вовсе снял все сомнения в популярности Михаила Сергеевича западнее реки Буг. Впрочем, затем наступила эпоха прямой водочной пропаганды и агитации. А потому бутылки водки «Жириновский» с профилем лидера ЛДПР в хорошо узнаваемом картузе широко раздавались населению на митингах под партийными знаменами. И щедрые либерал-демократы искреннее обижались, когда их обвиняли в подкупе избирателей: мол, это просто оригинально оформленный агитационный материал. А потому уже никого не удивляли водка «Комсомольская правда» или «Крохмаль». Бутылка с национальным напитком стала чем-то средним между билбордом и листовкой. К тому же легкоусвояемым материалом.
Сейчас фигурировать на водочных этикетках в среде политиков стало немодно. В тренде хорошая спортивная форма и здоровый цвет лица. А, например, от Юрия Долгорукова никаких претензий поступить уже не может. Поэтому бутылки стали делать с намёком на профессиональную ориентацию: то в форме автомата Калашникова, то нефтяной бочки (пресловутого барреля), то яйца Фаберже. Благо, что на авторские права никто претендовать не сможет.
Но водочная бутылка в виде часовни вновь стала предметом идеологической распри. Так что, видимо, у национального напитка в любом случае ещё остаётся агитационный потенциал.