«Настойка боярышника», «Настойка пиона», «Лосьон на бруньках» и другие спиртосодержащие препараты, ласково прозванные русским народом «фунфыриками» и запрещённые Роспотребнадзором к продаже в декабре 2016 года, возвращаются на прилавки российских аптек. Фармацевты потирают руки в ожидании прибыли, алкоголики — невиданного доселе пира...
Ставший в России уже именем нарицательным «Боярышник» Роспотребнадзор запретил в конце прошлого года. Случилось это после массового отравления оным, которое произошло в Иркутске. Там в декабре прошлого года препаратом отравились более семидесяти человек. Правда, каким-то непонятным образом они ухитрились выпить не настойку боярышника, которую в качестве дешёвого пойла россияне смело употребляют уже десятки лет, а жидкость для ванны с аналогичным названием — «Боярышник». Смерть наступила от того, что в составе препарата оказался метиловый спирт. Однако для властей это стало точкой предела: после этого инцидента решили запретить весь спиртовой суррогат. Более того, запрет несколько раз продлевали. И вот — свобода. 9 октября 2017 года срок действия запрета истёк. Как стало известно News.ru, продлевать его не собираются. Владельцы российских аптек уже закупаются «фунфыриками» оптом. На фармацевтическом рынке хорошо известно: уже больше пятнадцати лет именно спиртосодержащие медицинские настойки являются лидерами по объёмам аптечных продаж и извлечённой прибыли. Это официальный результат исследований фармацевтического рынка, проводившихся несколько раз, начиная с 2002 года.
«Ален Делон не пьёт одеколон», — пела когда-то культовая группа «Наутилус Помпилиус». Однако реалии, которые обличала песня, давно ушли в прошлое. Тройной одеколон россияне перестали пить уже в начале нового века — когда на прилавках аптек появилось более «изысканное» и разнообразное пойло, всевозможные спиртовые настойки на любой вкус. Помимо легендарного «Боярышника», бюджетный алкоголический ассортимент составили настойки зверобоя, пустырника, пиона, календулы, мяты, подорожника, элеутерококка и другие — всего несколько десятков наименований. Да и это далеко не всё, чем может затариться любитель выпить в аптеке. К примеру, есть ещё такой «деликатес», как муравьиный спирт. Концентрация этанола в нём 70%, а цена — всего 22 рубля. Нетрудно подсчитать, за какую весьма бюджетную сумму «клиент дойдёт до кондиции».
Собственно, это, по мнению экспертов, и есть главная причина, по которой спиртовые настойки в аптеках всегда пользовались огромным успехом. Весьма бюджетная цена. Ведь если минимальная цена за пол-литровую бутылку водки в России сегодня составляет 205 рублей, то гораздо более крепким и в разы более дешёвым «Боярышником» «догнаться» можно куда быстрее. Так что человеку, которому хочется выпить, но денег мало, тут и думать не придётся. Фактически выбор сделан за него.
Об этом, кстати, не устают напоминать эксперты, к мнению которых стоило бы прислушаться, особенно на фоне чиновников, радостно рапортующих о том, что россияне стали меньше пить. Как, например, не раз говорили об этом такие важные лица государства, как главный нарколог Минздрава Евгений Брюн и министр здравоохранения Вероника Скворцова. Согласно их заявлениям, потребление алкоголя в России с 2012 по 2016 год снизилось на 13,5%, и это, скорее всего, результат эффекта антиалкогольной кампании — запрета ночных продаж алкоголя, повышения цен на него и социальной рекламы. Что же касается запрета «Боярышника» на год, который многим показался странным, у чиновников и на это есть позитивный ответ. Сотрудники Минздрава и Роспотребнадзора объяснили и кратковременный запрет, и его снятие тем, что спиртосодержащие настойки перестали пользоваться спросом у населения! Вот и настала пора вернуть их в продажу. Какая замечательная логика!
Только вот социологи и эксперты по алкогольному рынку другого мнения. Они считают, что большинство позитивных цифр, связанных с продажей алкоголя, обусловлены вовсе не тем, что россияне стали меньше пить. А тем, что всё чаще из-за дороговизны алкоголя магазинного, нормального, они предпочитают более дешёвые, аптечные варианты. Или, что ещё хуже, палёную водку. В частности, подобное мнение журналистам озвучил один из главных экспертов в данной области — директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, который заявил, что пока в России не появилось бюджетной алкогольной альтернативы, возвращение «Боярышника», возможно, единственный выход. По его словам, «если государство не может заместить, нужно разрешить тот же самый "Боярышник" и забыть об этом».
В любом случае, чья правда, мы все сможем увидеть в самое ближайшее время.