Бомжи, клошары и другие

Общество 17 февраля, 2018 / 20:08

На днях столичные власти подсчитали бомжей на улицах Москвы. Их оказалось порядка 13 тысяч человек. По всей нашей стране цифра уже миллионы. Если же подсчитать всех бездомных мира, получится число, равное населению маленькой страны. Почему «синдром бездомности» неистребим в нашем мире?

Жертвы роковых обстоятельств

Их так много в нашей жизни, что мы почти уже к этому привыкли. Проходим, словно мимо камней или мусорных куч, разве что поморщимся, если плохо пахнет. Вряд ли кто-то в этот момент вспоминает, что это тоже люди. Если только с осуждением.

Однако совсем другая картина откроется, если попытаться узнать судьбу такого человека. Сделать это можно в любом фонде, который занимается бездомными, или в ночлежке, — в Интернете, соцсетях. И тогда вдруг окажется, что за каждым — страшная трагедия, не менее драматичная, чем у Шекспира. Просто так на улице не оказывается никто.

Согласно цифрам статистики, около 22% столичных бомжей — это жители Москвы и Московской области, 61% — жители регионов России, 17% — иностранные граждане.

Фото: АГН «Москва»

У тех, кто пытается помогать бездомным, свои категории. Те, кто сам прожёг свою жизнь; те, кого обманули или предали; и ещё — те, кому такая жизнь просто нравится. А вот в процентах это соотношение посчитать невозможно — одна категория легко переходит в другую.

— За время работы с бездомными приходилось встречать очень разных людей, — поделилась опытом волонтёр сети, помогающей бездомным людям, «Если нет дома» Марина Х.. — Но практически все они оказались жертвами роковых обстоятельств. Помню Ивана, который в молодости был капитаном дальнего плаванья, имел четырёхкомнатную квартиру в центре Москвы. Но от него ушла жена, забрала ребёнка, и он не пережил этого, спился, и тут-то этим и воспользовались «чёрные риелторы». Уже пять лет он живёт в приюте. Встречались среди бездомных мне и геолог, и переводчик с нескольких языков. И даже профессор — вот он, пожалуй, дольше всех жил на улице, лет семь. И так и не смог удержаться в приюте, ушёл опять. Люди, живущие на улице, со временем неминуемо к этому привыкают и уже не могут с неё уйти, такой психологический феномен.

Как с этим бороться?

Однако если мы можем пройти мимо спящего на земле человека, государство не может. По многим причинам, начиная с гигиенических и заканчивая социальными и гуманными. Как же в России сегодня решается эта проблема?

Фото: Global Look Press/GODONG/Pascal Deloche

По большому счёту, решается она посредством социальных приютов. Правда, мест в них для всех не хватает. Так, например, в Москве в такой приют может попасть только тот, у кого была московская прописка, тогда как приезжих в столице бомжует гораздо больше. Поэтому большую часть заботы о бездомных берут на себя волонтёры. Кто-то из них создаёт фонды, другие сотрудничают с православными храмами, где также стараются помогать бездомным людям: собирают для них одежду, готовят еду, кого можно, отправляют домой, и даже проводят творческие занятия.

А вот как пытаются справиться с этой проблемой в других странах мира.

Франция. Бездомных-клошаров тут много. Поэтому им раздают бесплатную еду, пледы и предоставляют ночлег в плохую погоду. Многих пытались поселить в выделенных квартирах, но большинство вернулось опять под мосты.

Австралия. Для бездомных в этой стране существует целый комплекс бесплатных услуг: кафе, парикмахерские, гостиницы. Правда, их тут очень мало — всего 1%.

США. Для бездомных создают палаточные лагеря с телевизорами и компьютерами. Однако во многом проблема решается толерантным отношением к ним населения. Считается хорошим тоном угостить бездомного обедом или просто с ним поболтать. Существует и пособие для тех, кто не хочет работать.

Марокко. Помощью бездомным тут занимаются в основном благотворительные организации. Среди бездомных очень много детей.