Туберкулёз является одной из самых смертельных болезней человека. По статистике, каждая десятая смерть в мире наступает в результате этого заболевания. Его распространением по Европе, Азии и Африке, как оказалось, мы обязаны древнеримским легионерам.
В настоящее время мир переживает настоящую пандемию туберкулёза. Особую тревогу вызывает распространение мультирезистентной формы болезни, устойчивой к большинству традиционных лекарств. С учётом того, что туберкулёзные бактерии присутствуют в организме каждого четвёртого землянина, дальнейшие перспективы рисуются достаточно мрачными. По подсчётам экспертов, к 2030 году эта болезнь будет стоить мировой экономике по меньшей мере триллион долларов.
Чтобы получить в свои руки эффективный инструмент для борьбы с пандемией, команда исследователей университета Висконсин-Мэдисон решила проследить основные исторические этапы её развития. Ведь для того, чтобы лучше спрогнозировать распространение болезни в будущем, необходимо понять, как она вела себя в прошлом.
«Я хотела поместить геномные данные в понятный исторический контекст», — пояснила суть своей работы Кейтлин Пепперелл на недавней встрече Американского микробиологического общества.
По мнению Пепперелл, ключевым моментом в атаке туберкулёза на человечество стала эпоха римского владычества. Многочисленные купцы и легионеры в те времена начали контактировать с изолированными до сих пор группами населения Африки и Азии, меняясь с ними своими микробами. Подхваченным в результате туберкулёзным бактериям пришлись по вкусу теплые влажные бани, в которых римские солдаты мылись и стирали белье, а также душные тесные казармы, где римляне проводили много времени.
Проанализировав 550 образцов туберкулёзных бактерий со всего света, исследователи Висконсинского университета построили для них своеобразное родословное древо, используя различные накопленные мутации как своего рода «молекулярные часы». Как оказалось, всего в мире есть семь основных родословных линий возбудителей туберкулёза, а первыми жертвами этих бактерий стали люди, жившие несколько десятков тысяч лет назад на территории Африки.
Три из семи линий до сих пор остаются редкими и малораспространёнными, а вот оставшиеся четыре в своё время пережили взрывное расширение своего ареала. И для каждого из этих случаев «туберкулёзного взрыва» можно подобрать соответствующее ему историческое событие. Так, появление одного из самых распространённых штаммов хорошо согласуется с развитием римской цивилизации, буквально взбудоражившей Средиземноморье.
Другие штаммы связаны, например, с началом культивирования риса на северо-востоке Китая около 6600 лет назад или с эпохой Великих географических открытий, подобно римлянам приведшей к раскрытию прежде изолированных человеческих популяций.
Напомним, что туберкулёзные бактерии расселяются по внутренним органам человека, группируясь преимущественно в лёгких или в костных тканях. Как правило, они практически незаметны, не оказывают влияния на самочувствие человека и не заражают других. Но иногда палочки Коха вступают в ожесточённую борьбу с лейкоцитами — клетками иммунной системы человека, оставляя после себя настоящие кладбища погибших клеток, так называемые туберкулы. Воспаление, возникающее вокруг них, приводит к главному симптому туберкулёза — кровохарканью.
Широко известный под названием чахотки, туберкулёз в прошлом достаточно хорошо поддавался излечению. Однако безответственное и неправильное применение антибиотиков в последние годы привело к появлению устойчивых к медикаментам форм этой бактерии. Свою роль играет и отказ некоторых граждан от прививок. В результате болезнь, тысячи лет назад вынесенная римскими легионерами из Африки, вновь угрожает всему миру — от Северной Кореи до Украины.