Ветеран второй чеченской войны Амур Берлин 18 лет пытается получить обещанную Министерством обороны квартиру. В попытках забрать своё мужчина дошёл до Верховного суда, Генеральной прокуратуры и даже администрации президента, но всё оказалось тщетно. Примечательно, что нынешний президент в далёком 2000 году сам навещал молодого бойца в волгоградском военном госпитале, где вручил ему орден Мужества и поблагодарил за самоотверженную службу Родине.
18-летний Амур проходил службу в составе инженерной роты Софринской бригады спецназа. Зимой 2000 года его подразделение возвращалось с боевого задания на место дислокации — высоту 444,4 «Лысая гора», что на границе Чечни с Ингушетией.
Возле села Бамут кто-то из взвода Амура наткнулся на растяжку — натянутую нить, привязанную к гранате Ф-1. Такой снаряд срабатывает примерно через четыре секунды и разрывается на осколки, поражая случайные цели на расстоянии до 200 метров. Единственный шанс на спасение при таких раскладах — найти за пару секунд укрытие и успеть за него спрятаться, но спецназовец поступил иначе. Амур Берлин прыгнул на гранату животом и тем самым спас несколько десятков братьев по оружию от верной смерти. Парню помог бронежилет — Амур получил множественные осколочные ранения и контузию, но выжил.
Примечательно, что во время первой чеченской кампании в 1995 году село Бамут, расположенное неподалёку от упомянутой высоты, стало центром ожесточённых боёв. Все подъезды к населённому пункту были заминированы. На «Лысой горе» тогда попала в засаду группа отряда спецназа ВВ «Росич». В ходе столкновения 10 человек погибли и ещё 17 были ранены.
О геройском поступке моментально стало известно в высших кругах власти. Писали о подвиге и СМИ. Волгоградский военный госпиталь в феврале 2000 года посетил тогда ещё исполняющий обязанности президента премьер-министр РФ Владимир Путин. Он справился о здоровье пострадавших бойцов и лично наградил Амура Берлина орденом Мужества. Молодой орденоносец не подозревал, что впереди его ждёт более изнурительная война — с бюрократией. Теперь уже ветеран 18 лет пытается получить обещанную квартиру и до сих пор живёт у родственников.
Председатель Правительства сказал, что сейчас необходимо позаботиться о ребятах, которые пострадали в Чечне, и призвал российских предпринимателей поддержать программы строительства жилья для военнослужащих, — говорится на сайте Кремля в сообщении от 22 февраля 2000 года.
Но с программами строительства что-то пошло не так, Амур все эти годы тщетно обивал пороги администрации Сысертского района Свердловской области. Мужчине надоело жить на съёмных квартирах. В 2016 году в родной Сысерти ему всё же предложили жильё площадью 34 кв. м, но у Берлина жена и двое детей — он отказался от предложения, сославшись на статью 7 ФЗ № 283 и статью 23.2 ФЗ № 5, в которых прописаны порядок обеспечения ветеранов жильём и нормы жилой площади — 18 кв. м на одного человека.
Амур решил поискать правды в суде, и удача ему улыбнулась:
«Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 07 августа 2017 года по иску ветерана к Администрации Сысертского городского округа установлено обязать ГКУ Свердловской области и Фонд жилищного строительства приобрести за бюджетные деньги жильё в Сысерти площадью не менее 60 кв. м и передать его в пользование Берлина А.П. по договору социального найма без очереди».
Такие расклады не устроили ответчиков по иску, 22 ноября 2017 года апелляция в лице судебной коллегии Свердловского областного суда отменила решение суда первой инстанции. Амур, не согласившись с отказом, отправил 9 апреля 2018-го письмом кассационную жалобу в президиум Свердловского областного суда, но и там не нашёл поддержки. 11 мая 2018 года истцу просто отказали в жалобе на упомянутые судебные акты, но пояснили, что он укладывается в установленный законом шестимесячный срок и может обратиться в Верховный суд. Исчислять законный срок обжалования следовало с момента вынесения последнего судебного решения, то есть с ноября 2017 года. У Берлина оставался месяц, чтобы обратиться в Верховный суд, и он успел это сделать. Однако судья Верховного суда Назаренко вынес определение лишь 2 июля 2018 года, когда время на обжалование уже вышло. Истцу опять было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании.
Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ, этот срок может быть продлён, если причина признана судом уважительной. Чтобы выполнить это условие, ветеран отправил письмом ходатайство на имя председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева и по сей день ждёт от него ответа.
В апреле 2019 года Амур пожаловался на суд и администрацию в Генпрокуратуру, но и там нашли основания для отказа. Согласно части 3 статьи 45 ГПК РФ, прокурор может вмешиваться только в дела о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда и т.д., а судебные процессы, связанные с обеспечением жильём, находятся вне компетенции ведомства.
Семья Берлиных сейчас живёт у родственников. Затяжная битва с чиновниками утомила, но не сломила героя войны. Амур готовит новые иски и намерен идти до конца, к собственной 60-метровой квартире.