Роспотребнадзор планирует запретить производство одноразовых пластиковых пакетов. Согласование законопроекта, регламентирующего данный вопрос, уже идёт. Инициативу поддержали в Министерстве природы, нашла она одобрение и у экологов. Альтернативой привычным одноразовым пакетам из пластика уже в 2024 году должны стать многоразовые сумки, пакеты из бумаги и биоразлагаемого пластика. Но готово ли население к таким радикальным переменам? По мнению экспертов, культуры потребления многоразовых сумок у нас в стране нет и без активного участия государства вряд ли получится внедрить инициативу Роспотребнадзора.
Запрет пластиковых пакетов успешно воплощён во многих странах мира. Экологи охотно указывают на Африку, где этих изделий нет в принципе. От загрязняющих среду пакетов отказались в Италии, а в Евросоюзе такой запрет начнёт действовать уже в 2021 году. В России, по мнению Ильи Власенко, директора по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), первый шаг в направлении отказа от пластика уже сделан, но работы предстоит ещё много.
Первым шагом по сокращению использования пластиковых пакетов стал отказ магазинов предоставлять их бесплатно. Это было сделано для того, чтобы люди задумывались — нужен им этот пакет или нет. Однако у нас нет культуры потребления бумажных пакетов и многоразовых сумок. Во всех крупных сетях на кассах предлагаются на выбор многоразовые сумки, как правило, тканевые, и бумажные пакеты. Но покупатели берут их очень неохотно.
Действительно, потребительские свойства пакетов из пластика позволили им плотно войти в наш быт. Пластик удобен и дёшев. Но лишь до тех пор, пока человек не задумается о влиянии пластика на экологию и на наше здоровье.
Пластиковый пакет в России «живёт» от 12 до 16 минут. Это то время, которое проходит от момента, когда вы делаете покупки в супермаркете, кладёте продукты в пакет и доносите его до дома. Там он либо сразу отправляется в мусор, либо становится сам пакетом под мусор. «Жизнь» очень короткая, а разлагается он сотни лет, — говорит Власенко.
Но и разложившись, пластиковые пакеты не становятся безопасными. Они лишь перестают мозолить глаза.
Рано или поздно пластик распадается на миллионы кусочков так называемого микропластика, и это, наверное, самое опасное для природы, что только может быть. Кусочки размером в несколько микрон буквально проходят у нас сквозь пальцы. Их невозможно никак собрать, отфильтровать. Микропластик уже находят в теле черепах на экваторе, им «нашпигованы» пингвины на Южном полюсе; он присутствует в продуктах питания, в водопроводной воде.
Обычный пластик, из которого делают пакеты, тяжело распадается. Альтернатива — биоразлагаемый пластик. Но производство такого пластика, по мнению экспертов, в России ещё не налажено и этот процесс может занять десятилетия.
Биоразлагаемые пакеты могут быть двух видов — из биоразлагаемого пластика и оксоразлагаемого пластика. В России налажено производство оксоразлагаемого полимера. Это обычный полимер, но в его состав введена добавка d2w. Именно эта добавка помогает быстро деградировать пластику, являясь катализатором реакции разрушения и окисления углеродных связей в молекулах полимера. Под воздействием ультрафиолета, тепла и кислорода материал распадается на фрагменты ускоренными темпами — за 1,5–2 года. Но у нас в России нет специализированных полигонов именно под такой вид пластика. У нас обычные свалки.
Итог разложения пластика с добавкой d2w — всё те же микрочастицы, засоряющие планету. Настоящий же биоразлагаемый пластик деградирует до диоксида углерода и воды, и вроде бы всё безвредно. Илья Рыбальченко называет «маркетинговым ходом» попытку выдать оксоразлагаемые пакеты за био- и указывает на то, что ни те, ни другие невозможно переработать.
Псевдобиоразлагаемый пакет распадается на миллионы частиц обычного микропластика абсолютно в таком же объёме, как это сделал бы обычный пластик, но только делает это быстрее. Но если обычный пакет можно было после использования взять и утилизировать, то здесь рециклинг применить невозможно. В конечном итоге мы имеем миллионы частиц, которые загрязнили землю и реки, — говорит Рыбальченко. — Настоящий биоразлагаемый пластик — это ещё впереди. Конечно, очень надеемся, что когда-нибудь такие производства в России будут.
Заместитель генерального директора Российского экологического оператора (РЭО) Вячеслав Духин, комментируя ТАСС предстоящий отказ от одноразовых пластиковых пакетов, привёл статистические данные. По его словам, объём производства всех пластиковых мешков и сумок, включая одноразовые пакеты, в России в 2018 году составил 41,7 млрд штук. Эксперт отметил, что их потребление при этом сократилось в 2018 году на 6% по сравнению с 2017 годом. Духин подчеркнул, что считает приоритетным не запрет пластиковых пакетов, а развитие инфраструктуры по переработке подобного вида мусора и популяризацию использования альтернативных сумок.
Во многих странах практикуется вторичная переработка пластика. «Вторая жизнь» неэкологичного полимера — отличное решение вопроса. Помимо пользы в экологическом смысле, это ещё и прибыльный бизнес. Генеральный директор одной из производственных компаний по переработке пластика рассказал News.ru, что их предприятие платит 10% налогов с оборота, а это выше средних коэффициентов налоговой нагрузки — 6,7% (от 5 до 7%). Высокий налог — косвенный показатель рентабельности производства.
Мы перерабатываем полипропиленовые отходы, в том числе полиэтиленовые пакеты, во вторичный регранулят. Объём переработки — от 150 до 200 тонн в месяц. Сырьё нам частично сортируют на свалках, часть мы берём в магазинах ретейла и часть — это отходы производства у заводов, например, отходы плёнки (обрезь).
Вторичный гранулят фирма Сергея Набатникова продаёт итальянской компании по производству труб, которая располагается здесь же, в Подмосковье. Производству уже 20 лет, и, по словам гендиректора, они вполне уверенно чувствуют себя на рынке.
Во всём мире рециклинг ещё и поощряется государством. В Германии, например, такие предприятия получают субсидии — 20 евроцентов на каждый килограмм переработанного сырья.
Если бы я жил в Германии, я был бы миллионером. У нас рециклинг полимеров не субсидируется. Но государство сэкономит деньги, если начнёт развивать отрасль рециклинга полимеров, в том числе предлагая субсидии. На утилизацию расходов тратится больше денег, чем на рециклинг, — считает Набатников.
При этом бизнесмен указал на то, что на Западе уже отказались от биоразлагаемых пакетов и перешли на бумажные. Бизнесмен предположил, что Европа сейчас попытается «сплавить нам старые заводы». С его точки зрения технология не перспективна, это тупиковый путь.
Однозначного мнения о замене традиционному пакету нет. Производство биоразлагаемого пластика в России не налажено, и надо ли его запускать — большой вопрос. Бумажный пакет гораздо более экологичен, но имеет ряд ограничений.
Бумага может размокнуть: купили замороженную курицу, положили в бумажный пакет, она собрала конденсат, пакет намок и порвался. Плюс конструкционные ограничения: приклеенное дно и ручки, которые могут отклеиться, если вес будет слишком большим, — рассказал Илья Власенко. — Кроме того, у бумаги есть определённый экологический след. Сама по себе бумага экологична, но производство её — нет.
Власенко ратует за многоразовые тканевые сумки, считая, что с точки зрения экологии это самый продвинутый вариант.
Одна в машине, другая на работе, третья дома — всегда под рукой, — описывает эксперт свой личный опыт.
Многие в связи с предстоящим запретом на пластик вспомнили о советских авоськах.
На этом этапе актуальны многоразовые сумки и контейнеры. Авоськи должны вернуться. Несмотря на все неэффективности СССР, вопрос многоразового использования сумок там был хорошо отработан. Мы от этого опыта отказались 20 лет назад и потеряли этот навык. Но наш опыт успешно переняла Финляндия.
Илья Власенко считает, что отказаться полностью от пластика не получится. Но постепенно население привыкнет к мысли об отказе от пакетов из этого материала.
Мы живём в мире пластика. Полностью избавиться от пластиковых пакетов не получится. Крупные ретейлеры стараются решать задачу с двух сторон. У них сейчас есть проекты как по популяризации многоразовых сумок, так и по сбору пластика для вторичного использования — здесь имеются в виду и пакеты из пластика, и пластиковые бутылки. Инициатива РПН, как мы надеемся, будет способствовать продвижению этого вопроса, — заключил директор по внешним связям АКОРТ.