Спроси у Соседова: Бузова, Ротару и Евровидение

Шоу-бизнес 28 ноября, 2019 / 11:00

Дорогие друзья! Редакция News.ru получает много писем и сообщений с вопросами, связанными с развитием российского шоу-бизнеса и искусства. Для ответов на наиболее актуальные из них мы решили обратиться к Сергею Соседову, известному своей неангажированностью. В новой рубрике «Спроси у Соседова» вас ждёт смелый взгляд на происходящее в мире звёзд.

— Правда ли, что София Ротару возвращается в Россию с концертами, и что вообще можно сказать о её нынешнем творчестве и гражданской позиции?

— Я бы сказал, что Ротару никогда и не сворачивала свою концертную деятельность в России. До недавнего времени она довольно много и активно у нас выступала, особенно на корпоративах (её гонорары доходили до €80–100 тысяч). Однако это очень многим не нравится на Украине. Ввиду беспрецедентной русофобии Ротару вынуждена лавировать меж двух огней — Россией и Украиной: здесь — говорить, как она любит Россию, а там — утверждать, что она всецело поддерживает украинскую политику в отношении войны в Донбассе, по возвращению Крыма и так далее.

В России тебя никто не тронет, что бы ты ни говорила. Да ещё и любить будут — за былые заслуги. Ротару это понимает.

На самом деле, Соня Михайловна — абсолютно аполитичный человек, и если у неё спросить «чей Крым?», она с гордостью ответит «мой!», поскольку именно здесь она всегда чувствовала себя полноправной хозяйкой. Она жила в Ялте с 1976 года и, став знаменитой и влиятельной, воспринимала её как свою вотчину. К её услугам были все лучшие рестораны, больницы и санатории, в Крымской филармонии она была главной артисткой, чьи творческие, гастрольные, жилищные и прочие вопросы решались в первую очередь.

Она позволяла себе даже отменять концерты других артистов и вместо них ставить свои. Когда в начале 80-х годов группа легендарных советских актёров, народных артистов СССР, приехала в Ялтинский драматический театр имени Чехова на свои давно объявленные творческие вечера, то внезапно обнаружилось, что вместо красочных афиш с именами Николая Крючкова, Лидии Смирновой, Аллы Ларионовой и других корифеев кинематографа возле театра висит огромный ватман с объявлением концертов самой Ротару на те же числа. Естественно, актёры тогда серьёзно возмутились, их статусный авторитет оказался намного выше местечкового влияния эстрадной дивы, и оскорбительный фортель Ротару в тот раз не прошёл. Но это так, к слову.

В прошлом якобы из-за введения Петром Порошенко военного положения на Украине Ротару отказалась сниматься в традиционной «Песне года», новогодних огоньках в России и отменила здесь несколько выступлений. Но этого почти никто не заметил. Дело в том, что Ротару много-много лет поёт очень плохой репертуар — нехитовый, незапоминающийся, дежурный, и её появление в новогодних программах — простое дежавю.

Ей даже не надо трудиться над новыми песнями, достаточно ставить те, что она записала в последние 10–15 лет, — все они, за редким исключением, звучат как одна заунывная тягомотина, с одними и теми же штампами («ты — мой океан любви», «остров любви», «планета», «мелодия моей любви» и т.д.), однообразным, неизобретательным мотивом и вялыми, скучными аранжировками.

Да и артистка выглядит всегда абсолютно одинаково — в одном имидже, стиле, с одной и той же причёской и вечной «лучезарной» улыбкой... Вот объясните мне, зачем Ротару из года в год предлагает якобы что-то новое, а на деле это абсолютно избитое, тривиальное, неталантливое и — одно и то же?

Фото: Grigirii Goryachev/Global Look Press

Конечно, можно сказать, что в этом сезоне она вновь «возвращается» в Россию. У неё будет несколько (лучше сказать, немного) новогодних корпоративов (Ротару уже не особенно приглашают, да и стоимость её «заказников» упала до €50 тысяч), она снимется в «Песне года», станет участницей ретродискотеки, будет красоваться на российских телеэкранах в новогоднюю ночь. Но кому нужно это творческое доживание? Ведь даже по кулуарному признанию самой певицы, она «своё уже давно отпела».

— Ходит много разговоров о том, что Ротару могла быть причастна к переводу денег добровольческим батальонам в зоне АТО. Что вы думаете об этом?

— Интернет давно и обильно пестрит сообщениями, что, да, помогала. Более того, каждый работающий на Украине обязан перечислять 1,5% своей зарплаты на эту ужасную войну. Писала в Интернете о помощи добровольцам в АТО и сестра Ротару Лидия. Отправляли они туда и банки с вареньем, и старенький автомобиль «Нива». А что же, Соня Михайловна, позиционирующая себя рьяной патриоткой Украины и демонстративно выкладывающая фото своей семьи под украинским флагом, и не помогала? Какая же она тогда патриотка? Здесь всё очевидно. Есть простые причинно-следственные связи.

Не нужно быть большим оракулом, чтобы не понимать, что у Ротару в России есть серьёзные покровители во власти. Дело, думаю, было так. Соня Ротару испугалась нагнетаемой в СМИ кампании против своих скорых выступлений в РФ, позвонила влиятельным почитателям, которые и дали команду «фас», то бишь «руки прочь от Ротару». В союзники был призван и директор певицы Сергей Лавров, который заявил по прямому телемосту из Рима в программе «60 минут», что вся компрометирующая Ротару информация в Интернете не что иное, как фейк, якобы состряпанный недоброжелателями артистки. Кому же так серьёзно могла насолить давно вышедшая в тираж «хуторянка», что все кругом стали стряпать о ней «оскорбительные фейки»? Не много ли чести отставной попсовой диве?

Но с каких это пор мнение заинтересованной стороны (а директор Ротару таковой является напрямую) считается истиной в последней инстанции? Да его мнение вообще не может быть принято в расчёт, поскольку его задача — всячески сглаживать любые, даже самые крохотные конфликты в отношении своей патронессы. Он с неё пылинки будет сдувать, ноги целовать, лишь бы не впасть в немилость. Ведь концерты Ротару приносят и ему неплохую прибыль (гонорары певицы хоть и упали, но для простого смертного они всё равно фантастические). Кто же будет рубить сук, на котором сидит? Тут не только опровергнешь все неудобные факты, а ещё и святой Ротару объявишь!

Но, видать, «приказ» есть «приказ», и тут не сдвинешься ни вправо, ни влево.

— Ольга Бузова заявила недавно о своём желании выступить на конкурсе Евровидение. У неё есть шансы? И кого бы вы лично отправили туда от России?

Фото: Сергей Лантюхов/News.ruОльга Бузова

— Бузова может заявлять всё что хочет. Есть хорошая русская поговорка: «Мели, Емеля, твоя неделя». Сейчас её время, и она хочет максимально его использовать. Но вряд ли кто ей разрешит позорить страну на таком весомом музыкальном форуме. Всё-таки отбор идёт на уровне руководства одного из главных национальных телеканалов. Артист на международном конкурсе — это не просто так, это лицо страны. У Бузовой нет ни голоса, ни слуха, ни достойного репертуара, ничего. На Евровидении нужно петь вживую, а не под фанеру, а у неё даже на записях голос часто звучит фальшиво. О чём тут говорить?

Заявление Оли я воспринял как чистый пиар-ход. Да, этот конкурс в последние 10–15 лет кажется излишне эксцентрическим и даже фриковатым, но не до такой степени, чтобы туда посылать совсем уж негодных певиц.

Учитывая последние тенденции Евровидения, я бы отправил туда Сергея Шнурова. На полном серьёзе. С привычным ему весёлым колхозом на сцене, удалыми частушками и общей атмосферой угарного экстаза. Вот это — Евровидение, вот это — праздник! И тут совсем не важно, какое место Шнур получит при голосовании, его выход не забудет никто. Кстати, я не исключаю, что при очень удачном выборе композиции и достойной режиссуре номера он вполне может и победить.

— Что вы думаете о перспективах восстановления культурных связей между Москвой и Киевом? Говорят, российские артисты стали чаще посещать Украину с концертами...

— Я думаю, перспективы эти очень плохие. Можно сказать, их нет вовсе. Российские певцы и музыканты не смогут нормально гастролировать на Украине, пока там не изменится отношение к русской культуре, литературе, языку, который запрещается сегодня едва ли не на всех уровнях, а также к нашей музыке, спектаклям, фильмам и песням. Из сознания украинцев вымарывается всё, что связано с нашей общей советской историей (которая попросту безжалостно искажается), крайне ограничен выпуск книг на русском языке, наши песни всё реже звучат на украинских радиостанциях, а советские и российские фильмы если и демонстрируются по их ТВ, то тоже весьма избирательно и обязательно с украинскими субтитрами. Всё это очень грустно. И чем дальше, тем хуже.

Приход к власти Зеленского решительно ничего не меняет, несмотря на то, что сейчас на некоторые главные посты в государстве он ставит своих сотоварищей по «95-му кварталу» и прочих деятелей, так или иначе связанных с шоу-бизнесом и сферой развлечений.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ruЛюбовь Успенская

Российские артисты по-прежнему редкие гости на здешних подмостках. Сюда давно не приезжали ни Большой театр, ни Малый, ни Мариинка, ни «Ленком». Да, этой осенью небольшой тур по Украине после долгого перерыва предприняла Любовь Успенская. Она выступала в Киеве, Харькове, Днепре и Одессе (причём здесь ей открыли сцену легендарного оперного театра, одного из лучших в мире). По её признанию, всё прошло «прекрасно и замечательно». Это значит, что прежде всего Любу не обманули с гонораром и она получила всё, что ей причиталось. Ну а в том, что публика принимала её на ура, сомневаться не приходится.

Летом уходящего года в Киеве выступали также Валерий Меладзе и Борис Гребенщиков (они дали по одному концерту). Вот и всё. Да, в декабре планируется очередной приезд Андрея Макаревича. Ну, а это (как и в случае с Гребенщиковым) уже чистая политика.

По-прежнему значительная часть нашей творческой элиты состоит в запретных списках и представляет, по мнению верховной украинской власти, угрозу национальной безопасности страны. Теперь, пускать вас или не пускать на Украину (речь идёт о публичных персонах), решает СБУ. Вас может пригласить в Киев, к примеру, концертная фирма или телеканал, но последнее слово остаётся только за Службой безопасности. Кстати, в этом чёрном списке есть и моё имя. Я с 2016 года не имею права участвовать в концертах, радио- и телевизионных шоу Украины. Вот так. А вы говорите «культурное потепление»... Дудки!

Интересующие вас вопросы направляйте на e-mail sosedov_sergej@news.ru. Самые любопытные и злободневные из них обязательно будут опубликованы в следующей подборке.