Директор концертного агентства «Кремль концерт» Сергей Лавров хорошо известен в российском шоу-бизнесе. Как он относится к народной артистке СССР Алле Пугачевой, чем его удивили певицы София Ротару и Наргиз — в интервью NEWS.ru.
— Сергей, как вы стали концертным директором?
— У меня нет продюсерского образования. Я окончил театральный институт по специальности «артист театра драмы и кино», учился в Екатеринбурге, и на курсе у нас был свой студенческий театр. Мастер курса предложила мне еще и администрировать этот театр, продавать билеты, организовывать спектакли. Однажды она говорит: «В Москве есть такие гениальные режиссеры, как Роман Виктюк, и было бы круто, если бы он провел у нас мастер-класс».
У меня всегда была предприимчивая жилка. Я взял телефон Виктюка. Тогда я жил в общежитии, поэтому пошел на телеграф и дозвонился ему. У него автоответчик был такой интересный, со словами: «Любовь прекрасна!» Он говорит: «Я приехал бы в Екатеринбург и провел бы у вас мастер-класс, если бы там были гастроли. А вы не хотите их организовать или предложить того, кто бы это сделал?» Но никто из известных организаторов не проявил интереса, и я решил, что сам займусь.
Пошел в местный театр драмы. Выяснилось, что нужна была фирма, которой у меня, естественно, не было. Я в этот же день организовал ООО, заключил договор с театром драмы и начал продавать билеты на Виктюка. Я выбрал такую историю, которая мне казалась мегаинтересной: репетиция спектакля «Саломея», но никто на это не пошел. В итоге были студенты театрального института. Я занял $4000, таким был гонорар Виктюка. Студенты были довольны, но я остался с огромными долгами. У меня было все заложено.
Я подумал, что надо «отбиться», и начал привозить спектакли в Екатеринбург, но они плохо продавались. Тогда я быстро перескочил на эстраду. Первые гастроли сделал Линде и Андрею Губину, у которого тогда были мегааншлаги. Я рассчитался с долгами, но все равно еще бредил стать актером.
После окончания института я выбрал Норильский драматический театр: там предложили самую большую зарплату и еще квартиру. Но когда я приехал в Норильск, офигел от северных цен на продукты. Я устроился в местный Дворец культуры вести детский театральный кружок, потому что денег на жизнь реально не хватало. Квартирка была маленькая.
И как-то руководство Дворца культуры говорит: «Было бы здорово, если бы к нам на отчетный концерт приехала какая-нибудь театральная звезда». У меня остались телефоны Романа Виктюка, Льва Дурова, Ирины Алферовой. Позвонил Дурову: «Лев Константинович, не могли бы вы отсидеть в жюри?» Он согласился при условии, если я проведу спектакль с ним и Алферовой. Они назвали гонорары, по-моему, тогда были по $1000.
Я позвонил руководству и сказал, что Дуров с Алферовой согласны принять участие в жюри, если получат $2000 и тут продадут билеты на их спектакль. Мне дали бесплатно аренду зала, выплатили гонорар, выделили денег на дорогу и гостиницу для актеров. Мне нужно было только продать спектакль, все расходы были оплачены. Я продал два. Были аншлаги.
— И вы продолжили заниматься этим?
— Следующие гастроли, которые я организовал в Норильске, были для Бори Моисеева. Его телефон мне дал Виктюк. Наша кассирша предупреждала: «Сергей, тебе здесь голову сломают. Ты что? Моисеева — в наш металлургический город? На него никто не пойдет, и вас тут всех побьют». Но на самом деле я в Москве побывал на концерте у Бори, и мне понравилось.
У Моисеева тоже был интересный автоответчик: «Оставьте информацию: приду послушаю, понравится — перезвоню, Борис Моисеев». Когда я наконец-то до него дозвонился, он сказал: «На один концерт не полечу, только на два». И заявил гонорар — $4000. Тогда квартира в Москве стоила $25000. Моисеев потребовал деньги вперед.
Раньше не было банковских переводов, и я вылетел из Норильска в Москву отдать Боре $8000. Это были все деньги, которые я заработал. Возвращаюсь домой, а на автоответчике куча сообщений от кассирши: «Кассу сломали». Прихожу, кассирша открывает ящик, а там бабки. Все билеты проданы за два дня — такие очереди в СССР были только за колбасой. Предложил Боре отработать еще один концерт, в итоге у нас в одном Норильске было продано аж шесть.
Я перевозил бабки в коробке из-под телевизора. И когда говорят, что деньги не пахнут, — еще как пахнут. У меня они провоняли всю квартиру.
В общем-то, я решил, что, наверное, к сожалению, карьеру актера у меня вряд ли получится сделать, потому что я в Норильске, а вот гастроли поперли.
— Вы много работали и с Валерией. Расскажите о сотрудничестве.
— Да, следующая судьбоносная встреча была с Валерией. Тогда же меня ждали первые испытания. Вообще, гастроли в России — это казино, потому что всегда что-то происходит и это все нужно уметь решить, причем сию секунду.
Валерия еще была тогда с первым мужем Шульгиным, и мы полетали на гастроли в Норильск. И вдруг командир корабля говорит: «Дамы и господа, по метеоусловиям города Норильска мы уходим на запасной аэродром Хатанга». Офигеть! А у меня сегодня уже два концерта!
Валерия тогда была очень капризная, по крайней мере, мне это так преподносили, потому что Шульгин запрещал любое общение организаторов с ней. Ее все время держали в коконе. И мне ее охранник говорит: «Звезда хочет кушать». 20 лет назад аэропорт Хатанга был с деревянным терминалом, отелей нет, ресторанов нет, вообще нет ничего. А Валерия уже тогда считалась звездой номер один.
Я пошел в аэропорт, посадил ее в кабинет директора. Прихожу в местное кафе, спрашиваю, что у них есть из еды. Они: «Да, у нас перед вами еще три самолета прилетели. У нас только водка и зеленый горошек». Я тогда организовал вертолет до Норильска, и мы приземлились на нем чуть ли не у Дворца культуры.
— С Пугачевой удалось поработать?
— С Пугачевой меня кинули. Это было впервые. Я отдал все деньги, а мне сказали, что она не поедет и надо взять вместо нее Филиппа Киркорова. А на него тогда никто не пошел.
Вот такие были первые проблемы. Так вот только жизнь учит всему организатора концерта, нельзя узнать это ни в институте, ни где-то еще. Должен быть талант Остапа Бендера. Постоянно надо решать вопросы: не прилетел рейс, не пришла аппаратура и т. п.
Сколько таких историй было на гастролях, когда мы опаздывали. С Кобзоном мы рвали стоп-кран в поезде, чтобы только успеть. Мне выписали штраф 1500 рублей, а отмена концерта стоила бы 1,5 млн рублей. Я потом еще примерно 3–5 раз срывал стоп-краны.
— Раньше не было же договоров?
— Да, весь шоу-бизнес так работал, и случалось кидалово. Было такое, что директора артистов и сами исполнители не хотели писать расписку. Директора Саруханова уволили, я не знал. Это сейчас в интернете можно проверить, а тогда телефоны давали из рук в руки.
Я мог позвонить, допустим, директору Губина, он мне давал телефончик, например, директора Линды, а тот потом мог тебя кому-то другому посоветовать. Сарафанное радио было. Директору Саруханова я отдал тогда $4000. Он не вернул, потом кинул всю страну и покончил с собой. Он проиграл в казино все деньги.
— И, полагаю, налоги никто не платил?
— Нет, все так работали, потому что артист хотел деньги вчерную, специалисты по звуку и рекламщики — тоже.
— Многие знают вас как организатора гастролей Ротару. Как вы начали вместе работать?
— Мне позвонила ее бывший директор Ольга Коняхина и сказала, что Ротару нужны гастроли и если я дам деньги за 10 концертов вперед, они будут со мной работать. Софья Михайловна тогда считалась самой дорогой артисткой, у нее гонорар был $25000. Чтобы вы понимали, у Валерии — всего $6000, а она была мегазвездой. Но эти 25 могли превратиться в 50. Я согласился.
Ольга познакомила меня с Софьей Михайловной. У меня к ней не было никакого трепета, потому что мне до этого всегда нравилась Пугачева. Я воспринимал работу с Ротару как бизнес и способ заработать деньги. Но потом, когда поехал на гастроли, увидел, насколько это великая личность, потому что она, конечно, творила чудеса: выходила на сцену, вот так руку поднимала вверх — зал вставал, и я офигевал. Я не понимал, что это: гипноз или это так песня работает?
— Какой она была в личных отношениях с вами?
— Она клевая, хлебосольная, добрая, с юмором. Приходишь к ней домой, она говорит: «Я картошку пожарила». Отвечаю: «Спасибо, я не голоден». А она: «Что, народная артистка Советского Союза тебе каждый день картошку жарит?» Напряжение снято, выпили вискаря по 50 граммов — и все поехало. Она очень жесткий, но справедливый человек, умеет делить работу и дружбу. Когда она праздновала юбилей в пригороде Флоренции, была ее семья и я.
— Какие еще были интересные проекты, которые принесли вам деньги?
В общем-то у меня всегда был нюх на проекты, мне везло. Звонит мне мой друг Мигель из «Танцев на ТНТ». Я был с ним очень тесно знаком, поскольку у меня был эксклюзив на «Фабрику-5». Просит взять проект «Танцы на ТНТ» на гастроли. Я даже не знал, что это такое, так как редко смотрю телевизор, но сказал: «Давай попробуем». В городах организаторы крутили пальцем у виска: «Что мы в афишах будем писать и кто придет?»
За контракт на 100 концертов я заплатил копейки, реально никто не хотел с ними работать. Начинаю организовывать первые выступления, а народ попер, аншлаги за три дня. Я меняю площадки, выхожу на дворцы спорта — я тогда заработал миллионы. Потом, когда уже был второй и третий проект, «Танцы на ТНТ» цену подняли в десятки раз, я посчитал и отказался. Еще, кстати, всегда нужно вовремя уходить. Я отошел, взяли мои конкуренты и попали, сгорели по полной программе.
— Говорят, Наргиз была очень скандальная. Как вам с ней работалось?
— Наргиз — баба талантливая, но без мозгов. И ее экс-продюсер Максим Фадеев — молодец, что не давал возможности давать интервью, чтобы она там не подставилась, поскольку она реально тупая. Пригожин правильно сказал, что артист должен петь, а не давать интервью.
Сейчас, кстати, проблема многих артистов: они перестали собирать зрителей, потому что у них пропала загадка, они начинают все публиковать в Instagram (деятельность в РФ запрещена), Telegram и т. д. А раньше исполнитель приезжал в город, и это всегда было интересно: звезда с неба упала. Все хотели посмотреть на артиста живьем, пресса гонялась за интервью.
Сейчас так много всего, и только большие скандалы стали интересны. Вот, например, у Надежды Кадышевой с сыном. А тогда любая тема цепляла.
— После той ситуации, когда вас кинули с деньгами в Норильске, вы еще работали с Пугачевой?
— Работал, она всегда была гениальной женщиной. Никаких капризов по площадкам и по гастролям. Я делал тогда концерты Пугачевой с партнером Дмитрием Рыбаком (известный продюсер. — NEWS.ru). Пугачева подкупала зал с первых минут, аншлаги были. Говорят, что она и Ротару конкурировали. Но все дело в том, что Софья Михайловна была более народная, Пугачева — все-таки более элитная, что ли, на нее ходили по дорогим билетам, но залы были маленькими. На Ротару ходил бедный народ, нельзя было сделать высокие цены, но она собирала стадионы.
В личном общении Пугачева была абсолютно хлебосольная и добрая. Никаких понтов никогда у нее не было. Понты всегда были у Филиппа Киркорова.
— Вы расставались с кем-то из артистов со скандалом?
— Ни с одним из артистов. Только с Наргиз из-за ее пьянки, потому что она срывала концерты и могла не вылететь на гастроли. А так, чтобы из-за райдера с кем-то рассориться, никогда. Я очень трепетно к этому относился, и у меня были дружеские отношения с артистами. Все удивлялись, как я работал с Иосифом Пригожиным, потому что раньше он был очень капризный, даже сильнее Валерии. И говорили, что главная звезда на гастролях — это именно он.
Я всегда выбирал тактику. С Ротару, например, надо было сделать, чтобы она могла выбрать. Но я так предлагал, что она в итоге обращала внимание на то, что мне нужно.
С Пригожиным, например, мы работали в гостинице, где двери в номере были разбиты после свадьбы, ездили на «Ниве», потому что других машин не было. Я говорил Иосифу: «Давай попробуем по приколу», и он соглашался. И мы проехали по маленьким городкам, были там первооткрывателями.
— Есть мнение, что все артисты — капризные, избалованные дети, с которыми очень тяжело. Это действительно так?
— Это правда. Но, повторюсь, очень важно найти подход к каждому. Я знаю нюансы любого артиста. Например, что Валерия любит горячий чай, чтобы скулы сводило. Всегда заранее позвоню организаторам и скажу: «Ребят, кипяток должен быть сто градусов, сначала налейте кипяток, кружка прогреется, и чай будет горячий».
Или, например, у Ротару бзик по звуку. Но она собирает залы, и зачем мне, чтобы она нервничала? Я беру на гастроли всю аппаратуру. Хотя с собой ее никто никогда не таскал, брали в городах. Я был одним из первых, кто привез звук, взял для этого фуру.
— Я знаю, что вы дружите с Киркоровым. Можете ему позвонить с какой-то проблемой?
— Киркорову, наверное, нет. Мы дружим, но не до такой степени. Хотя, наверное, если я позвоню, он мне точно не откажет. За месяца два до того, как он попал в больницу, мы встречались в Риме. Позвонил, предложил увидеться. Очень приятно. Киркоров не бросит в беде тех, с кем он дружит. Он такой человек, что разобьется, но сделает.
Дружишь ведь с тем, с кем прошел огонь и воду, выезжал на гастроли. Это Ротару. Почему она? Потому что Ротару — очень закрытый человек. Она ни с кем вообще не общается, я вынужден был выезжать с ней, чтобы общаться с людьми, быть проводником. У меня весь райдер был в голове, все отправления и прибытия поездов, я знал все нюансы.
— Сейчас одна из самых обсуждаемых тем — конкурс «Интервидение». Как вы считаете, какие шансы у SHAMAN?
— Сложно сказать. В принципе, он талантливый. Просто, считаю, Ярослав сейчас немножко оттолкнул людей своим поведением, какой-то звездностью. У меня ощущение, что у него крышу снесло от звездной болезни. Я смотрю со стороны, поэтому могу ошибаться, конечно, но мне кажется, он стал какой-то неприятный и отталкивающий. Это мое личное мнение, мое восприятие этого артиста.
Раньше был простой парень. Я ведь помню, когда он начинал, пел свои каверы, стоял перед всеми артистами: «Пожалуйста, сделайте кавер». Я помню, как он спел тогда кавер с Валерией, она его у себя ретвитнула в Instagram, то есть он получил 3 млн просмотров.
— Говорят, «Тату» снова объединились. Как думаете, почему?
— Я давно дружу с Леной Катиной, она у меня работала на мероприятиях. Я сделал «Тату» около 1000 концертов, когда они появились. Я думаю, что они перестали быть интересны поодиночке и им понадобились деньги.
— То есть это короткая история, Катина и Волкова заработают и вновь разойдутся?
— Почему? Сейчас мода на группы 1980-х, 1990-х, нулевых, поэтому, может быть, они даже могут и выстрелить. Почему нет?
— Кто-то из уехавших артистов сможет стать успешным за рубежом?
— Только для русскоязычной аудитории, потому что, так или иначе, европейцы — жуткие националисты. Что такое вообще — стать звездой? Это и соцсети, и интервью, и огромный бэкграунд за песней. Поэтому, наверное, вряд ли — сложно стать успешными за границей. Я думаю, что только для русских. Может выстрелить одна песня, как было с хитом «Сигма Бой», но не так, что собирать залы по всему миру.
Читайте также:
Киркоров сбежал из больницы? Чем это грозит его здоровью, что говорят врачи
Вдову Караченцова обозвали старушкой. Что за скандал, реакция Поргиной
Вайкуле помогла Пугачевой с домом в Латвии? Что их связывает, кроме пенсии