Когда в лексиконе человечества появилось страшное слово «СПИД», ожидания от этой болезни были апокалиптическими. Особенно когда выяснилось, что болеют им не только гомосексуалисты. Эпидемию СПИДа представляли по аналогии со средневековыми эпидемиями чумы — пустые улицы, запертые дома, бессильные врачи.
Позже СПИД был исследован и описан, появилась терапия, а главное, люди, умершие от СПИДа, стали обыденностью. К этому привыкли, и сегодня многих не слишком заботит тот факт, что в африканских странах смертность от СПИДа стала катастрофической.
Жители Москвы, к примеру, не замечают, что в некоторых районах Подмосковья люди поразительно часто умирают от СПИДа, а в ряде регионов России он приобрёл характер эпидемии.
Другое дело — знаменитости. В том случае, когда от СПИДа умирает известный всему миру человек, об этом говорят долго.
Певец Клаус Номи
Судьба сыграла с ним поистине постмодернистскую шутку: для многих Номи известен именно тем, что он — первая знаменитость, умершая от СПИДа. Звезда андерграунда 70–80-х скончался в Нью-Йорке в августе 1983 года в возрасте 39 лет, а незадолго до смерти исполнил на Classic Rock Nights в Мюнхене знаменитую арию Cold Song из оперы Генри Пёрселла «Король Артур». Видевшие фильм «Повар, вор, его жена и её любовник» узнают музыкальную тему, переработанную Майклом Найманом в «Мемориал» памяти погибших болельщиков в результате драки 1985 года и использованную впоследствии в фильме Питером Гринуэем. Более трагичное музыкальное произведение сложно себе представить. Ария, написанная для мужчины-баритона, исполненная мужчиной, но с женским голосом, превратилась в духовное завещание и эстетическую манифестацию умирающего андрогина. Существует запись этого выступления, широко растиражированная в Интернете: на записи Клаус Номи уже смертельно болен и фактически поёт реквием самому себе. Перед смертью у него обнаружили редкую форму рака кожи — саркому Капоши. Тогда ещё не знали, что это связано со СПИДом.
Модель Джиа Каранджи
Совершив революцию в мире моды, она стала не только первой супермоделью-брюнеткой в повально белёсом мире глянца, но и первой женщиной, умершей от СПИДа. Модель и наркоманка скончалась в 1986 году.
Она оказалась первой известной женщиной, ставшей жертвой болезни. Её семья отнеслась к этому как к страшному позору, поэтому похороны были немноголюдными. Судьба Каранджи может служить иллюстрацией того, как губят человека наркотики и какой может быть степень деградации. В личной жизни Джиа была известна своими лесбийскими наклонностями. Незадолго до смерти зарабатывала на них проституцией и несколько раз была изнасилована. Когда она умерла, а санитары перекладывали её тело на каталку, чтобы отвезти в морг, часть её спины просто отвалилась. СПИД настолько изуродовал её тело, что распорядитель похорон рекомендовал хоронить её в закрытом гробу.
Мишель Фуко
В 1984 году от СПИДа умер французский историк культуры Мишель Фуко, один из самых ярких, глубоких и оригинальных мыслителей современности. Трудно сказать, когда заболел Фуко, но внешне болезнь проявилась в разгар «чумы голубых».
Он плохо себя чувствовал и в 1983 году, и в течение нескольких месяцев 1984 года жаловался на «грипп». Его беспокоили слабость, головная боль и кашель. «Я всё время словно в тумане», — говорил Фуко. 2 июня 1984 года он потерял сознание в своей квартире. Его доставили в обычную больницу, откуда спустя неделю перевели в клинику Сальпетриер, самый знаменитый госпиталь Парижа. Считалось, что Фуко не знал, чем он болен, но в дневнике (уже в 1983 году) он писал о том, что, вероятно, у него СПИД, а уже после начала болезни в разговоре с другом показал удивительную осведомлённость о тогдашнем состоянии проблемы ВИЧ-инфекции…
Фредди Меркьюри
В ноябре 1991 года от СПИДа скончался певец, основатель и лидер группы Queen Фредди Меркьюри. Он знал о болезни свои последние пять лет, от СПИДа умерли оба его партнёра, но о том, что его убивает, Фредди рассказал лишь перед самой смертью. Внятная информация по его болезни отсутствует. Он неплохо выглядел осенью 1987 года на вечеринке в честь своего дня рождения. Спустя год он выглядел намного хуже, а ещё через несколько месяцев, в первой половине 1989 года, напоминал высохшую мумию самого себя. В конце того же 1989 года на него нельзя было смотреть без слёз. Такие резкие метаморфозы свидетельствуют об интенсивном развитии болезни. Известно, что Фредди страдал от сильных болей, последний день своей жизни он провёл без всякой медицинской помощи.
Айзек Азимов
В 1992 году СПИД убил прекрасного писателя, фантаста Айзека Азимова. Он не был гомосексуалистом — вирус попал в его кровь во время операции на сердце. Азимов узнал о заболевании за три года до своей смерти.
После длительных размышлений писатель принял решение не сообщать о своей болезни и не вызывать паники среди поклонников. Диагноз «СПИД» был поставлен Азимову случайно, когда он был госпитализирован для повторной операции на сердце. После обнаружения вируса операция была отменена. Писатель скончался в 1992 году в возрасте 72 лет. Его семья скрывала причину смерти. К больным СПИДом в то время относились как к отверженным, и родные боялись осквернить его память.
Рудольф Нуриев
В январе 1993 года СПИД стал причиной смерти великого танцовщика, советского и британского балетмейстера Рудольфа Нуриева. О том, что он болен и обречён, Нуриев знал 11 лет, и это были страшные годы. В 1983 году врач-дерматолог осматривал русского танцора в составе консилиума. Проверить артиста на СПИД никто не догадался — тогда СПИД был экзотической болезнью откровенных гомосексуалистов и наркоманов. Широкая общественность ещё ничего не знала о нём, а «чумой XX века» по старинке именовались сердечно-сосудистые заболевания. Год спустя Нуриев возглавил парижский балет. В ходе обязательного при приёме на работу медицинского обследования у него взяли анализ крови. В крови был обнаружен вирус иммунодефицита человека. Это был СПИД, и тесты показали, что болезнь развивалась в организме более четырёх лет. Первый серьёзный удар болезнь нанесла Нуриеву в 1989 году.
Иммиграционные власти США категорически потребовали от него медицинского освидетельствования, а Нуриеву позарез надо было попасть в Штаты для участия в постановке балета «Король и я». Болезнь начала мешать работе, а этого танцор, видимо, боялся больше всего на свете. Физическое угасание артиста началось летом 1991 года. Конечная и самая страшная фаза болезни наступила весной следующего года. Совсем плохо стало в России, в Санкт-Петербурге, но он решительно отказался отменить запланированное выступление в Ялте. По возвращении во Францию Нуриева срочно уложили в госпиталь. Единственное, что его поддерживало — страстное желание не умереть, прежде чем будет осуществлена мечта всей его жизни — постановка «Ромео и Джульетты». И чудо свершилось: вскоре он уже руководил репетициями. Увы, ремиссия была кратковременной, и летом пришлось взять тайм-аут и уехать из Франции на отдых. Подобно Наполеону, Нуриев вернулся в Париж 3 сентября, чтобы провести в этом городе свои последние 100 дней. Ему вновь требовалось лечение в стационаре. 20 ноября последовал коллапс. Он умер тихо, без страданий.
Фёдор Чеханков
В последние годы коллеги артиста Театра Армии Фёдора Чеханкова избегали участвовать с ним в одних сценах, и новые спектакли с его участием появлялись редко.
В театре поговаривали, что у Чеханкова СПИД, и на этот раз сценическая сплетня оказалась правдой. Впрочем, близкие знали о болезни актёра. В 2012-м, в 73 года, Фёдор Чеханков умер от СПИДа.
Лика Добрянская
В апреле 2010 года после продолжительной борьбы со СПИДом скончалась 39-летняя актриса Лика Добрянская.
С 2001 года Лика состояла в браке с актёром и режиссёром Егором Грамматиковым. В 2003 году у них родился сын Илья. Однако отношения семейной пары расстроились, и они разошлись. Неизвестно, при каких обстоятельствах и когда произошло заражение актрисы ВИЧ-инфекцией. Вероятно, прошло немало времени, потому что в сообщении, почему умерла Лика Добрянская, присутствует формулировка «после долгой борьбы со СПИДом». Многие зрители сериала «Школа» заметили резкое похудение и нездоровый вид Лики. Она умерла через 20 дней после окончания этого проекта в апреле 2010 года. Её похоронили на кладбище родного села Большая Глушица в 100 километрах от Самары.