Ледник Якобсхавн, крупнейший в Гренландии, начал расти. Это особенно удивительно потому, что в последние несколько лет он таял, причём впечатляющими темпами. Однако исследованиям NASA нельзя не верить. Впрочем, специалисты агентства утверждают: начавшийся рост ледника обратим, и очень скоро мы вновь увидим тающий лёд.
Якобсхавн (YA-cob-shawv-en), массивный ледник в Гренландии, считавшийся на протяжении многих лет одним из основных участников глобального процесса повышения уровня воды в океане, вновь растёт. Прирост ледовой массы идёт на фоне снижения местных температур, говорится в исследовании, результаты которого опубликованы в Nature Geoscience.
Изменчивые формы ледника
Начиная с 2012 года ледник отступал примерно на 1,8 мили (2,9 км) и истончался почти на 130 футов (почти 40 м) в год. Якобсхавн сбрасывал больше всего льда во всём северном полушарии, являясь своего рода королём таяния. Расти, как показало новое исследование, он стал примерно такими же темпами, и этот рост длится последние два года. Как предполагают учёные, в частности, ведущий автор исследования Ала Хазендар, гляциолог NASA по проекту исследования таяния ледников Гренландии (OMG), повернуть таяние вспять, вероятнее всего, помогло естественное циклическое охлаждение вод Северной Атлантики. Однако обнаружившее это явление агентство предупреждает, что выявленное им явление — временное. Хазендар и его коллеги говорят, что оно совпадает с ритмом Североатлантических колебаний — естественным временным охлаждением и потеплением частей океана. Вода в заливе Диско, где Якобсхавн попадает в океан, примерно на 2 градуса Цельсия холоднее, чем несколько лет назад, говорят авторы исследования.
Хотя, в целом, это и «хорошая новость», но лишь в краткосрочной перспективе. Наблюдаемое явление свидетельствует о том, что температура океана — более значимый фактор в жизни ледников, чем думалось ранее, считает учёный-климатолог Джош Уиллис, соавтор исследования. На протяжении десятилетий вода нагревалась от антропогенного изменения климата и будет нагреваться и в дальнейшем: около 90% тепла от парниковых газов уходит в океаны.
В долгосрочной перспективе нам, вероятно, придётся снова повысить наши прогнозы относительно темпов подъёма уровня моря, — цитирует Уиллиса британская газета Daily Mail.
Влияние глобального потепления
Глобальное потепление вызывает повышение температуры во всём мире, но это особенно заметно на широтах, приближённых к полюсам. Вечная мерзлота, ледники и ледяные щиты изо всех сил стараются «держать форму» перед лицом наступления тёплого климата. Однако повышение температуры более чем на один градус выше доиндустриального уровня заставляет лёд таять. Данное явление на ледяном щите Гренландии приводит к образованию «озёр талой воды», которые, в свою очередь, способствуют дальнейшему таянию, выполняя роль линз. Примерно так же ведут себя ледники на вершинах гор, но, помимо давления на окружающую среду, отсутствие льда на вершинах значительно увеличивает риск оползней и извержений вулканов.
Некоторые виды животных и растений в значительной степени зависят от холодных условий, которые им обеспечивают ледники. Таяние льдов заставляет их мигрировать в более высокие широты, чтобы найти подходящую среду обитания. Это создает серьёзную нагрузку на экосистемы, поскольку всё больше животных живут в постоянно сокращающемся ареале обитания.
Учёный из Университета Вашингтона Ян Джуфин, не участвовавший в этом конкретном исследовании NASA, посвящённом ледникам Гренландии, но погружённый в данную тематику, считает, что было бы серьёзной ошибкой интерпретировать последние данные как противоречащие науке о потеплении климата.
Увеличение объёма ледника из-за снижения местной температуры — в значительной степени временное явление. Спады происходят и на фондовом рынке, но в целом долгосрочная траектория — вверх. По сути, всё это одно и то же, — высказал своё мнение Джуфин.
News.ru, в свою очередь, опросил экспертов о том, надо ли придавать важное значение изменению объёмов Якобсхавна.
Природа сбалансирована. Если, например, в Арктике идёт уменьшение ледового покрова, то в Антарктиде в это же время идёт его наращивание. В данном случае Гренландия, возможно, является одним из компенсирующих районов: общая тенденция в Северном Ледовитом океане на снижение массы льдов и их площади компенсируется как раз приростом льда на ледниках Гренландии. Ещё один интересный момент: американцы в связи с выбросами углеводородов изменили термодинамический режим Гольфстрима. В какой степени изменили — пока не изучено; об этом не очень охотно говорят в США, хотя должны заниматься исследованием всех этих изменений как виновники происходящего. Гольфстрим из-за изменения режима переноса тёплых вод из тропического сектора в субарктический мог стать одной из причин перераспределения ледовых масс в Северном полушарии.
Всё, что происходит на планете Земля нового, отличающегося от того, что происходило на протяжении сотен и тысяч лет, — уже критично. Особенно если оно происходит внезапно. Мы не знаем последствий этого, и климатические модели, которые мы строим, даже не способны просчитать точно, что нас ждёт. Таяние арктических льдов сейчас реально деформировало привычную для человечества картину. Такого не наблюдалось никогда. Были небольшие спады, небольшие увеличения. Сейчас мы наблюдаем драматические изменения, драматическое таяние льдов. И естественно, что если где-то убыло, то где-то в другом месте должно прибавиться. Вся эта вода где-то выпадет: будут наводнения, потопы, выход рек из берегов и так далее. Что касается прироста в объёме Якобсхавна: существуют естественные циклы и неестественные. Если явление вписывается в рамки естественного цикла, то ничего удивительного в этом нет. Если ледник немного прирос — это погода. Если ледник за 20 лет сократился на 40% — это климат. Самая большая проблема у нас состоит в том, что путают погоду с климатом.
Арктика, к которой относится и Гренландия, отличается повышенной уязвимостью и очень высокой чувствительностью как к антропогенной нагрузке, так и к климатическим изменениям. Например, эффект потепления проявляется там в 2,5–3 раза сильнее, чем в глобальном плане. Любое вмешательство в арктическую экосистему должно строиться с учётом этих обстоятельств. Все стандарты жизнедеятельности в Арктике известны. Не говоря уже о том, что в любой природной среде человек должен вести себя достойно — не мусорить, не вырубать лишнего и так далее. В Арктике нужно быть внимательней втройне.