Останки неизвестного ранее вида вымерших человекообразных обезьян были обнаружены не так давно в Баварии. Авторы научной статьи в журнале Nature считают находку крайне важной — она проливает свет на эволюцию прямохождения человека. Антрополог Станислав Дробышевский в разговоре с News.ru высоко оценил уникальность открытия. Футурологи же, в свою очередь, считают, что человечеству не стоит больше печься о прямохождении: скоро мы сможем выбирать себе любую форму тела, вплоть до русалочьего хвоста для жизни в толще воды.
Очередное недостающее звено в эволюции прямохождения найдено в Германии. В Баварии были обнаружены четыре особи вида Danuvius guggenmosi, обитавшего там, как предположили учёные, примерно 11,6 млн лет до н.э. Палеонтологи считают, что это небольшой прайд — самец, две самки и детёныш. Лучше всего сохранился скелет самца: от него осталась 21 кость. Помимо зубов, там оказались окаменевшие части черепа, челюсти, грудной клетки и позвоночника, а также кости рук, ног, пальцев и ступней.
Учёные, исследовав останки, посчитали, что вид был ростом примерно 110 см. Руки у него были довольно длинными, с гибким локтевым суставом, хорошо приспособленные для перемещения по веткам: об этом, в частности, свидетельствуют подвижное запястье и изогнутые пальцы. Строение ног Danuvius guggenmosi, в частности бедренной и большеберцовой костей, говорит о том, что часть времени эти животные передвигались на двух ногах и ходили при этом на прямых конечностях, как люди, а не на согнутых, как шимпанзе или гориллы. Техника перемещения особей этого вида, по предположению учёных, представляла собой комбинацию раскачивания на руках с ходьбой по веткам и частично по земле.
Данувиус — самостоятельная ископаемая обезьяна, имеющая не слишком большое отношение к нашим предкам. Наши предки в это время сидели в Африке. У найденных экземпляров данувиуса сохранились и ручки, и ножки. Ручки у него приспособлены к лазанью по деревьям, и это довольно продвинутый вариант. Но самое интересное — это ножки. В ножках есть хватательный большой палец, как у обезьяны, и вместе с тем уже видна преадаптация к прямохождению — есть зачаточные приспособления, при том, что он ещё ходил по ветвям.
Находка нового вида ископаемых приматов — большая редкость, тем более в Европе, исследованной довольно хорошо, рассказал антрополог.
Последний общий предок гориллы, шимпанзе и человека — накалипитек. Однако проблема с накалипитеком, с точки зрения антропологов-палеонтологов, состоит в том, что от него мало что осталось: научному миру оказались доступны лишь фрагменты его челюсти. Данувиус же был найден в более полной комплектации. По сути, он был дриопитеком, то есть его можно отнести к ископаемым европейским орангутанам. Он не являлся нашим предком, что, конечно же, нисколько не умаляет масштаб открытия. Зачатки прямохождения, так называемая преадаптация, проявились у обезьян, когда они ещё жили на деревьях: это произошло сразу, как только приматы стали более крупными, пояснил Станислав Дробышевский. Данувиус как раз отражает стадию получения преадаптации к прямохождению, считает сотрудник МГУ.
Человеческое прямохождение появилось значительно позже — начало формироваться примерно за 7 млн лет до н.э. и завершилось около 4 млн лет тому назад. Процесс шёл в африканской саванне: именно там наши предки научились спускаться с деревьев и стали активно тренировать новый навык. В итоге костная система подверглась значительным изменениям: сформировался позвоночник, имеющий четыре изгиба; развилась особым образом грудная клетка, получившая расширение в стороны; появились более толстые и прочные кости нижних конечностей. Благодаря изгибам позвоночника, сводчатой стопе и прочим адаптациям человечество получило возможность смягчать толчки, неизбежно возникающие при перемещении на двух ногах.
Примерно 4 млн лет мы ходим на двух ногах, а учились этому ещё дольше. Переход к прямохождению — сложный процесс, и данных по нему у антропологов всегда было недостаточно. Тем приятнее, что в Баварии обнаружен такой цельный скелетик, — рассказал Дробышевский.
Стоит ли так носиться с прямохождением, если со временем развитие технологий неизбежно приведёт к изменению строения скелета? Даже самые осторожные из учёных, заглядывающих в будущее, говорят: с помощью генной инженерии человечество сможет развить в теле большое количество хрящей, следствием чего станет гибкий скелет. Помимо этого, мышцы ног вскоре начнут сокращаться в своём количестве из-за массового развития разного рода средств передвижения: ноги станут короче, ступни меньше.
Более смелый прогноз — полная трансформация формы тела в зависимости от желаний человека.
В будущем, причём в самом ближайшем, в масштабах палеоантропологии нас ждут большие перемены. Мы переходим от слепой дарвиновской эволюции, от случайного естественного отбора к целенаправленному отбору. Человечество получило возможность влиять на свою генетику. Рано или поздно люди будут меняться по своему желанию.
Желания у всех будут разные, и меняться люди станут разнообразно и неоднократно. Кому-то захочется жить в открытом океане — тогда понадобятся жабры и особые гидродинамические формы тела (не исключен хвост, как у русалки); кто-то средой своего обитания выберет открытый космос, и ему понадобятся совершенно иные адаптации. К тому же, пожив в космосе, человек может захотеть вновь вернуться на Землю и стать обитателем морских пучин. А кто-то, возможно, пожелает перемещаться на четырёх конечностях вместо двух. Ключом к неоднократной и радикальной смене формы тела станут достижения генетиков в сочетании со сверхновыми технологиями, уверен эксперт.