В Институте молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта (ИМБ РАН) разработана ДНК-конструкция для новой вакцины против бешенства на основе наиболее встречаемых в стране штаммов. Метод позволяет кодировать молекулы для защиты от заболевания. После её введения в клетке продуцируется вакцинный антиген, который вызывает иммунную реакцию организма.
Такой тип биологических препаратов активирует дополнительные защитные механизмы организма. По сравнению с обычными вакцинами, генно-инженерная конструкция позволяет активизировать так называемых Т-киллеров (Т-лимфоциты, группа клеток крови, распознающая и уничтожающая чужеродные организмы), способных растворять повреждённые паразитами, вирусами и т.п. клетки.
ДНК-конструкция нужна для получения ДНК-вакцин — это относительно новое направление в вакцинологии. По сравнению с аналогами, она более безопасна в производстве, неприхотлива к условиям хранения и транспортировки, а также имеет более низкие издержки производства, — сообщила соавтор разработки, сотрудник ИМБ РАН Елизавета Стародубова. — При производстве современных иммунобиологических препаратов есть стадия работы с живым вирусом, а при получении генно-инженерных конструкций вирус не используется. Более того, антирабические (против бешенства) вакцины хранятся при температуре от 2 до 8°C. ДНК-вакцины можно многократно замораживать и размораживать.
Первые в мире медицинские препараты такого типа были созданы в 1990-х годах. Сегодня в России проходят клинические испытания генных препаратов против ВИЧ, но конструкций против бешенства пока нет. ДНК-конструкция обеспечивает эффективный синтез гликопротеина в клетках млекопитающих — основного антигена вируса заболевания (на который вырабатываются вируснейтрализующие антитела необходимые для защиты от развития заболевания). Исследования биологов показали, что полученная синтетическая ДНК обеспечивает более высокую продукцию этого белкового соединения в клетках по сравнению с вирусным геном штамма Внуково-32. Последний используется для получения антирабических вакцин в России.
Сегодня учёные заняты анализом баз данных вирусов, моделированием синтетического гена и дополнительных модификаций вирусного белка. Стародубова отметила, что вакцина может быть применена как в ветеринарии, так и для человека. Но более перспективно её использование в лечении животных.
Использование антирабических ДНК-вакцин в сельском хозяйстве — правильная стратегия, гораздо легче выходить на рынок, — уверен профессор Университета Бостона (США) и МГМУ им. Сеченова Александр Шнейдер. — Может быть, она сработает на крупных животных. А если нет, большой неудачи не будет. Есть методы усиления иммунного ответа, у нашей команды такой инструментарий есть. И, может быть, нужно добавить его элементы, усилители вакцины — адъюванты нового поколения. Они сделают то, что не под силу предыдущим классам вакцин. Совершенно очевидно, что за этим направлением будущее.
Александр Шнейдер — один из основателей этого направления в России. Сегодня разработанная его командой противораковая ДНК-вакцина успешно прошла в России первую и вторую стадии испытаний, показав эффект на собаках и людях.
Смешно вспоминать, но ещё 15 лет назад это направление воспринималось крайне враждебно. Скептики говорили, что генно-инженерная конструкция работает только на мышах. Видоизменять гены у крупных животных и людей действительно оказалось сложнее. Но сегодня уже четыре таких вакцины разрешены для ветеринарии: для лечения меланомы собак, вакцина для лошадей и рыб. Есть успехи и в лечении людей. И сегодня бывшие критики направления пишут, что против вируса Зика нужно создавать ДНК-вакцину. Я говорил об этом много лет назад, — сообщил профессор Шнейдер.
Он также считает, что можно наладить в стране производство плазмид (основного элемента таких вакцин). По его словам, проект может стать удачным и выгодным для медицины.
Завотделом молекулярной биологии Института биохимии и генетики УНЦ РАН Алексей Чемерис считает, что в России ещё не готовы к ДНК-вакцинам.
Отношение к ДНК-вакцине такое же, как к ГМО, то есть крайне негативное. Мы уже написали две статьи в защиту ГМО, сейчас пишем третью. Люди не боятся инъекций убитыми и полуживыми вирусами, в отличие ДНК-вакцин, выращенных в виде отдельных плазмид (саморазмножающиеся молекулы ДНК, генно-инженерный инструмент. — News.ru). И когда вставляют один ген в клетку, тоже бояться, — рассказал Чемерис.
По словам генетика, какой бы хорошей ни была ДНК-вакцина, ей предстоят долгие годы испытаний, прежде всего на выносливость со стороны общественного мнения и дилетантов.