Надежда только на РФ? Как NASA будет спасать экипаж бракованного Starliner

Наука 04 сентября, 2024 / 14:51

В конце сентября на Международную космическую станцию (МКС) должен прибыть корабль Crew Dragon. На нем экипаж неисправного шаттла Starliner вернется на Землю. Это произойдет не раньше февраля следующего года. При этом астронавты NASA Cунита Уильямс и Барри Уилмор находятся на околоземной орбите три месяца вместо запланированной недели. Почему американские специалисты застряли в космосе, что за странные звуки доносятся с корабля и кто будет спасать его экипаж — в материале NEWS.ru.

Что за странный звук услышал астронавт США на корабле Starliner

В конце августа Барри (Бутч) Уилмор, находящийся на борту МКС, обратил внимание на странный звук, который доносился с корабля CST-100 Starliner. Астронавт связался с центром управления полетами NASA, чтобы доложить об аномалии.

Запись разговора была опубликована метеорологом Робом Дейлом на форуме NASA Space Flight. На ней Уилмор говорит, что не уверен, есть ли проблемы со стыковкой Starliner к МКС. Затем он отмечает, что из динамиков корабля доносится пульсирующий звук непонятного происхождения. На записи слышно что-то, напоминающее стук по металлу. Диспетчер NASA заявил, что этот звук похож на сигнал гидролокатора (сонара).

Фото: NASA/via Globallookpress.com/Global Look PressБарри (Бутч) Уилмор

Какие есть версии происхождения «звука гидролокатора»

2 сентября в NASA опубликовали релиз, в котором отмечалось, что звуки на борту корабля прекратились. В Агентстве объяснили причину их возникновения особенностями системы аудиосвязи между Международной космической станцией и Starliner.

«МКС оборудована сложной системой аудиосвязи, она позволяет взаимодействовать множеству космических кораблей и модулей, поэтому шумы и другие посторонние звуки являются обычным явлением», — говорится в релизе.

Тем не менее ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт сказал NEWS.ru, что пока нет точного ответа на вопрос о происхождении странных звуков. По его словам, вариантов может быть как минимум два: что-то случилось с пневмогидравлической системой или возникли проблемы с электрикой.

«Вариант, что звук электрического происхождения, кажется более подходящим, потому что электрика подвержена отклонениям. Однако трудно представить, как электрические системы могут генерировать такой звук», — отметил собеседник.

Озвученная NASA версия подтверждает, что «это электрическая проблема». Однако остается открытым вопрос об источнике звука, поэтому нельзя сказать, что опасность миновала, подчеркнул Эйсмонт.

«Это [версия NASA] — более утешительный вариант, объясняющий то, что происходит. Это значит, что проблема не пневмогидравлического характера. <...> Я бы скорее предпочел такого рода проблему, чем гидравлику», — добавил представитель ИКИ РАН.

Эйсмонт не исключил, что в NASA что-то не договаривают и не называют реальные причины шума, чтобы «не будоражить общественное мнение».

Фото: NASA/Global Look Press CST-100 Starliner

Может ли корабль Starliner развалиться в космосе

Эйсмонт усомнился в том, что Starliner развалится в космосе. Такие страхи всегда появляются, когда сложно объяснить происходящее, заметил собеседник NEWS.ru.

«Непонятно, что происходит с кораблем. Это напрягает всю команду и нас всех, кстати, тоже. По этой причине первое телодвижение, которое приходит на ум, — побыстрее отделить Starliner [от МКС] вместе с его проблемами», — сказал ученый.

Тем не менее у Эйсмонта нет уверенности в том, что отстыковка Starliner от МКС и его возвращение на Землю пройдут гладко. Уровень резервирования систем корабля очень высок, признал эксперт. Но неполадки, обнаруженные в ходе эксплуатации аппарата, говорят о том, что проблемы возникли еще на проектном уровне, подытожил представитель ИКИ РАН.

Почему космический корабль Starliner обречен на гибель

Корабль американской корпорации Boeing с самого начала преследуют неудачи. Запуск аппарата должен был состояться 7 мая этого года, но его отложили из-за проблем с клапаном ракеты-носителя Atlas V компании United Launch Alliance. Экипаж, который уже занял свои места, пришлось эвакуировать.

Повторная попытка запуска была запланирована на 1 июня, однако полет снова перенесли. Причиной стал компьютерный программатор наземного запуска, который не загружался в правильную рабочую конфигурацию.

Отправить Starliner на околоземную орбиту удалось только 5 июня. Он стартовал с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. На этот раз проблемы возникли у самого корабля. Специалисты зафиксировали неполадки в работе двигателя и утечку гелия в сервисном модуле. Кроме того, из-за неисправности в стыковочном узле судно долго не могло пристыковаться к МКС, хотя до станции оставалось всего 10 метров.

На борту Starliner находились Уильямс и Уилмор. Изначально их миссия должна была продлиться восемь дней, однако в итоге они пробудут на МКС до февраля 2025 года. В NASA попросили миллиардера Илона Маска и его компанию SpaceX оказать содействие в возвращении специалистов на Землю.

Утром 6 сентября неисправный корабль отстыкуется в автоматическом режиме от МКС. Спустя сутки, согласно релизу NASA, Starliner приземлится на полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико. Корабль выполнял такую процедуру в 2022 году в ходе беспилотных испытательных полетов.

При этом MK.RU пишет, что Starliner будет «контролируемо сожжен в атмосфере Земли». Как отмечает издание, все следы неисправности будут уничтожены. Такой исход может быть выгоден Boeing, поскольку это позволит скрыть ошибки компании при разработке шаттла.

Фото: NASA/via Globallookpress.com/Global Look PressCST-100 Starliner

Как будут возвращать команду Starliner на Землю и при чем здесь Россия

Комментируя просьбу NASA о помощи, Маск заявил, что помимо SpaceX вернуть экипаж Starliner на Землю может только Россия.

«Это действительно так. Маск всегда четко и без увиливаний объясняет проблему. Есть, конечно, вариант с Crew Dragon. Но если и с ним возникнут какие-то проблемы, то остается только российский „Союз“», — отметил Эйсмонт.

Помимо России и США, пилотируемые космические аппараты есть у Китая. Однако Пекин — не помощник в возвращении астронавтов с МКС, так как китайские корабли летают по совсем другим орбитам, объяснил собеседник NEWS.ru.

Уильямс и Уилмор вместе с другими космонавтами вернутся на Землю на корабле Crew Dragon SpaceX, который доставит на МКС миссию Crew 9. Изначально полет должен был состояться 18 августа, но из-за ситуации с экипажем Starliner он был перенесен на 24 сентября.

Кроме того, состав Crew 9 был сокращен с четырех до двух человек. В обновленный экипаж вошли космонавт Роскосмоса Александр Горбунов и американский астронавт Ник Хейг. Зена Кардман и Стефани Уилсон примут участие в следующих миссиях.

Решение оставить российского космонавта в составе экипажа вполне закономерно. Как объяснил Эйсмонт, у стран, эксплуатирующих МКС, есть взаимные обязательства по количеству специалистов на борту. «То, что сейчас [государства] придерживаются этих соглашений, — это очень хорошо», — подытожил ученый.

Читайте также:

США уже боятся: зачем России ядерная установка в космосе

«Знаем мозоли»: как космонавты России и США уживаются сейчас на МКС

Правда ли, что Россия помогла индийскому модулю «Чандраян-3» сесть на Луну

Летим на Луну, а потом на Марс: как Россия и Китай будут осваивать космос