Юрист ответил, повлияло ли освобождение «пожизненника» на судебную практику

Россия 16 марта, 2025 / 17:35

Первое освобождение пожизненно заключенного Александра Бирюкова не повлияло на судебную практику, считает управляющий партнер компании «Русяев и партнеры» Илья Русяев. В разговоре с NEWS.ru юрист подчеркнул, что повторение подобного случая маловероятно, так как в случае с Бирюковым особую роль сыграл общественный резонанс.

Повторение подобного случая маловероятно. Помилование осужденных к пожизненному заключению остается редкостью, а сам институт пересмотра приговоров в России действует в узких рамках. Для изменения наказания требуется не только наличие новых обстоятельств, но и политическая воля, и внимание общественности, — пояснил эксперт.

Русяев рассказал, что во многом Бирюкову, убившему офицера, удалось освободиться за счет общественного резонанса, вызванного документальным фильмом «Три дня и больше никогда», показавшему встречу пожизненно осужденного с матерью. По его словам, фильм вызвал дискуссию о допустимости столь жестокого наказания, совершенного в условиях самообороны и в качестве ответных действий на постоянные издевательства со стороны офицера.

Эксперт уточнил, что правовые механизмы, приведшие к пересмотру приговора, включали представление комиссии по помилованию при президенте Российской Федерации и последующее рассмотрение дела Верховным судом РФ. Как отметил юрист, это беспрецедентный случай, когда по решению Верховного суда РФ пожизненное заключение заменили на 15 лет лишения свободы.

В российской правовой системе прецедентное право официально не действует, однако решения высших судебных инстанций формируют практику, на которую могут ссылаться адвокаты при защите своих клиентов. Судьба Александра Бирюкова осталась исключением, а не новым правилом, но она продемонстрировала, что система способна пересматривать ранее принятые решения, если в этом появляется необходимость, — заключил Русяев.

Бирюкову, осужденному на пожизненный срок за расправу над домогавшимся его офицером, удалось выйти на свободу. Это был первый случай в стране, когда пожизненно осужденный благодаря пересмотру приговора вышел на свободу.