Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали массово применять на фронте корректируемые («умные бомбы». — NEWS.ru) авиабомбы, которые отличаются особой точностью. Об этом 27 августа сообщил бывший вице-премьер, руководитель военно-технического центра «Царские волки» Дмитрий Рогозин. По его словам, это боеприпасы типа Joint Direct Attack Munition (JDAM). Изменит ли появление «умных бомб» расклад сил в Запорожской области, почему украинским солдатам приходится рисковать и «распиливать» на куски кассетные боеприпасы — в материале NEWS.ru.
Экс-глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин рассказал, что корректируемые авиабомбы, которые используют ВСУ, — это снаряды типа JDAM, дооборудованные аэродинамическим комплектом с наведением по GPS.
«Их масса от 230 до 960 кг. Сбрасывают их на расстоянии от цели от 40 до 75 км», — написал Рогозин в своем Telegram-канале и показал фотографии воронки от прилета такой авиабомбы.
Военный эксперт Александр Артамонов в разговоре с NEWS.ru отметил, что эти боеприпасы отличаются повышенной точностью.
«Корректируемые авиабомбы весьма опасны, они используют лазерное целеуказание и корректировку на окончательном отрезке полета. Применять их начали не сегодня. Например, есть аналогичный боеприпас, который называется Ground Launched Small Diameter Bomb (GLSDB). Это снаряды для стрельбы из ракетных установок, в районе Херсона применяли еще 8–10 месяцев назад», — пояснил Артамонов.
По его словам, они тоже относятся к корректируемым авиабомбам, как и упомянутая Рогозиным JDAM. Как добавил эксперт, отличий между корректируемыми авиабомбами и артиллерийскими снарядами не так много.
«Разница между ними минимизируется, потому что появились снаряды с пороховыми ускорителями, тоже корректируемые в полете, — как, например, в нашем „Краснополе“. Из гаубицы „Палладин“ (M-109 Palladin) американского производства тоже такие снаряды запускаются. И авиабомбы тоже, даже свободнопадающие, способны при движении к цели, на ходу, проводить коррекцию полета при помощи рулей», — подчеркнул Артамонов.
GLSDB — бомба, разработанная совместно американской корпорацией Boeing и шведской компанией Saab Group в ходе модификации «бомбы малого диаметра» (SDB) от Boeing (GBU-39). К ней добавили отделяемый ракетный двигатель. Он используется для разгона, бомба запускается из реактивной системы залпового огня (РСЗО) типа MLRS или HIMARS. В полете она управляется прикрепленным к ней блоком с раздвижными крыльями.
Как отметил Артамонов, они достаточно недорогие, поэтому Запад может поставлять их в гораздо большем количестве, чем специализированные управляемые бомбы.
Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в беседе с NEWS.ru тоже обратил внимание на стоимость планирующих и корректируемых авиабомб.
«Планирующая бомба — самый дешевый авиабоеприпас в соотношении цены и эффективности. Она дешевле корректируемых бомб, а результат дает почти тот же», — пояснил Леонков.
По его словам, переделка уже готовых обычных бомб в корректируемые тоже дешевле производства специализированных. «Запад, поставляя такие боеприпасы Киеву, руководствуется именно экономическими соображениями», — добавил военный аналитик.
По мнению Артамонова, боеприпасы, переделанные для высокоточного применения, уступают по характеристикам тем, которые изначально изготовлены как специализированные. «Это как если коммерческий беспилотник переделать в боевой — можно, но его тактико-технические характеристики будут на порядок ниже, чем у специально изготовленного для военных аппарата. С бомбами то же самое», — пояснил эксперт.
Он также привел сравнительный пример из ракетной техники. По его словам, ракету Storm Shadow можно использовать с борта истребителя Су-34, но это будет менее эффективно, чем с F-16 или F-35.
«Всегда универсальные технологии работают хуже, чем технологии, „заточенные“ под конкретное применение», — заключил аналитик.
По словам Артамонова, «умные бомбы» представляют повышенную опасность при ударах по штабам и тыловым объектам.
«Нам придется противодействовать — с точки зрения организации второго эшелона, тыловых частей, рассредоточения штабов и других плановых мероприятий, которые в таких случаях проводятся. Но не думаю, что это приведет к большому изменению в боевых порядках. Ведь мы тоже бьем по складам, по причальным сооружениям, по штабам», — перечислил эксперт.
Как подчеркнул эксперт, для применения классических корректируемых авиабомб нужны самолеты. «А с этим у ВСУ пока еще большие проблемы. Поэтому — да, корректируемые авиабомбы — это неприятно, но „вундерваффе“ для ВСУ они не станут», — подчеркнул Артамонов.
Алексей Леонков придерживается такого же мнения. По его словам, любое оружие становится эффективным только в руках профессионалов. «Никакое чудо-оружие не поможет, если его используют дилетанты. Профессионалов по применению западного оружия с борта советского самолета у ВСУ не хватает. Как и авиации вообще», — пояснил эксперт.
По мнению Артамонова, массированное применение таких бомб со стороны Украины приведет к ответному использованию боеприпасов повышенной мощности со стороны России.
«Учтите, что у нас авиации больше. Значит, это приведет к еще более массированному использованию подобных боеприпасов с нашей стороны. У нас на фронте, к примеру, уже используются аналогичные УПАБы — управляемые планирующие авиационные бомбы. Но пока мы не применяем ОДАБы — объемно-детонирующие авиабомбы, — что повергает меня в уныние», — добавил эксперт.
Ранее стало известно, что украинские военные начали разбирать на части поставленные США кластерные (кассетные) боеприпасы. Недавно в соцсетях появилось видео, на котором бойцы ВСУ с помощью болгарки распиливают такую бомбу M483A1, чтобы вынуть начинку — размещенные внутри снаряды меньшего калибра, каждый из которых содержит 64 элемента М42 и 24 боеприпаса М46. Потом они подвешивают их к дронам, то есть используют суббоеприпасы в качестве зарядов для ударных беспилотников.
M483A1 имеют двойное назначение, поскольку могут пробивать бронь толщиной до 7 см, при этом заряд скрыт в кожухе, предназначенном для разлета осколков, — чтобы поражать цели, не защищенные броней.
Как предположили журналисты, на кадрах запечатлены бойцы подразделения «Ахиллес» 92-й механизированной бригады ВСУ. Насколько известно, еще неделю назад они участвовали в боевых действиях на Купянском направлении в Харьковской области.
Алексей Леонков пояснил NEWS.ru, что такое поведение солдат ВСУ вызвано тотальной нехваткой авиации, которая, собственно, и должна использовать кластерные (кассетные) бомбы.
«Первая причина — это нехватка средств запуска. Конечно, это делается не от избытка. Запад ограниченно поставляет боеприпасы. А беспилотники, пусть даже на коленках сделанные, но обвешанные такими вот суббоеприпасами, все-таки наносят ущерб. Кассетных снарядов, например 155-миллиметровых, Украине поставили много, а других боеприпасов — нет. Вот ВСУ и пытаются компенсировать этот дисбаланс, разбирая заряды кассетных снарядов и бомб», — пояснил Леонков.
По его словам, существует еще одна причина, почему украинские военнослужащие разбирают кассетные снаряды. «Вопрос в действии суббоеприпаса: сработает он или не сработает. Сработает? Нанесет какой-то ущерб. А не сработает — так станет миной замедленного действия. Поэтому их и применяют с беспилотников и по переднему краю, и по ближним тылам. Если они не взорвутся сразу, их практически невозможно разминировать», — пояснил эксперт.
Как добавил эксперт, такие методы «распиливания» кластерных боеприпасов весьма опасны для самих украинских военных. «Кассетные снаряды и бомбы приходят с разными сроками и с разных условий хранения. Попытка вскрыть их может привести к детонации. Все дело во взрывателях, а они — самовзводящиеся. И взведены они уже или нет — никто не скажет. Так что украинцы сильно рискуют, когда пытаются разобрать такие боеприпасы», — подытожил Леонков.
Читайте также:
США поставят кассетные боеприпасы Украине: чем они опасны, где запрещены
«Вопрос ближайших месяцев»: в России нашли способ повысить точность ракет
«Зубило», «Мальва», «Безумный Тигр»: какие новинки показали на «Армии-2023»