«Тотальный диктант» прописался в тюрьмах

Россия 29 апреля, 2019 / 11:40

В учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН) растёт популярность всероссийской акции «Тотальный диктант». Об этом News.ru сообщили в ведомстве. Таким образом, в российских колониях и тюрьмах в этом году наиболее полно отразился девиз акции «Писать грамотно — это модно!».

Мероприятие проходит в стране каждый год 13 апреля. Оно посвящёно повышению грамотности граждан, популяризации русского языка и культуры речи. Автором текста «Тотального диктанта» в этом году стал писатель и критик Павел Басинский.

Большинство исправительных учреждений поддержало акцию, — рассказали News.ru во ФСИН. — Во всех учреждениях, где проводилось мероприятие, были соблюдены все необходимые условия для участия в ней, проведена регистрация участников и получены специальные бланки.

Всего в исправительных учреждениях функционирует 276 общеобразовательных организаций и 503 их филиала, в которых обучаются около 62 тыс. осуждённых. Все желающие среди находящихся в местах лишения свободы смогли проверить свои знания русского языка. В ряде регионов в акции принимали участие и сотрудники колоний. Несмотря на то что ФСИН отмечает интерес к культуре речи и тягу к грамотности (конкурс поддержали в 16 территориальных подразделениях ведомства), результаты показали, что осуждённые в самом начале пути: многие написали диктант на двойки.

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Впрочем, начальник департамента методики обучения МГПУ Наталья Дисяева отметила, что грамотность осуждённых не так уж и отличается от знаний тех, кто находится на свободе: в тюрьмах находятся разные люди, сидящие за различные преступления.

Вопрос качества «Тотального диктанта» важный, но не ключевой. Быть грамотным — это идеал. К нему нужно тянуться. Тут важнее процесс, чем результат. Я думаю, что все люди на планете никогда повально грамотными не будут. А если говорить о процессе, когда каждый захочет стать более грамотным, чем он был до этого, то он идёт. Люди, написавшие диктант, гораздо более грамотные, чем те, которые его не писали, — заявила Дисяева News.ru.

Диктант становится модным в колониях и тюрьмах

В исправительных учреждениях Московской области в культурной акции приняли участие 26 учеников 9–11-х классов общеобразовательной школы Можайской воспитательной колонии. А в колонии-поселении № 2 осуждённые написали диктант «Ловец душ» по пьесе Горького «На дне» по видеозаписи, опубликованной на сайте образовательного проекта. Приняли участие и женщины из исправительной колонии № 5. Они писали диктант «Простое сердце» по поэме Гоголя «Мёртвые души».

В Смоленской области прошедшая культурная акция собрала рекордное число желающих, почти 300 человек. В Калужской области их оказалось на 24% больше (210 человек), чем в 2018 году. Однако в Управлении ФСИН по Калужской области отмечают, что грамотность работ всё ещё на низком уровне.

По мнению отбывающих наказание, сложнее всего в написании предложенного текста было правильно расставить знаки препинания, — рассказали в Управлении федеральной службы по Ярославской области.

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов Факультета социальных наук ВШЭ Роман Абрамов отметил, что при проведении таких тестов важно соблюдать принцип добровольности.

«Тотальный диктант» — это добровольное занятие, такое же, как чтение стихов или поход за грибами. Нужно относиться к акции соответственно. По отношению к ФСИН важна добровольность. Я не знаю, чьей инициативой является проведение мероприятия — руководства исправительного учреждения или осуждённых, — отметил он.

Одни из самых грамотных осуждённых — в Самарской области. «Тотальный диктант» там прошёл впервые, и 30% из 215 участников справились с заданием, сообщили в местном УФСИН. Более высокие показатели в Бурятии. Из 110 осуждённых 11 хорошистов, 39 получили «удовлетворительно». В других регионах ситуация обратная.

Можно сказать, что растёт желание осуждённых проверить свою грамотность. Что касается грамотности, нельзя сказать, что она растёт… — поделились мнением с корреспондентом News.ru в УФСИН РФ по Республике Марий Эл.

Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС

В 2018 году в акции в ИК-29 приняли участие 70 человек. Из них на отлично написал всего 1 осуждённый, остальные — на «уд» и «неуд». В ИК-1 диктант писали 17 человек, из них получили «отлично» — 3, «хорошо» — 9, «неуд» — 5 человек, — рассказали в ГУФСИН России по Пермскому краю. — В 2019 году в акции приняли участие 9 учреждений. На сегодня результаты есть только по ИК-29, ИК-32, ИК-37, ИК-1, ПВК, СИЗО-4, СИЗО-5. В этих учреждениях 14 отметок «хорошо» и 3 «отлично» (все «пятёрки» из ИК-1), остальные работы написаны на «уд» и «неуд».

В Алтайском крае диктант «Простое сердце» написали 25 человек в лечебно-исправительном учреждении № 1. Есть хорошисты, троечники и даже отличник, ставший одним из семи написавших на 5 в Барнауле. Это 25-летний осуждённый по ст. 228 УК РФ Владислав Сухин, бывший студент Алтайского государственного университета.

Сотрудники ФСИН пишут на четвёрки и пятёрки

В Татарстане в конкурсе правописания приняли участие сотрудники уголовно-исправительной системы ИК-10 во главе с начальником учреждения Сергеем Харкевичем.

Учебный класс едва вместил всех желающих, среди которых были сотрудники отделов охраны, безопасности, тыла, кадров, а также воспитательной и психологической служб. Сотрудники колонии выбрали тему «Орфография как закон природы». Проверка работ показала уровень грамотности личного состава учреждения, за диктант были получены оценки 4 и 5, — рассказали в УФСИН по Республике Татарстан.

В Дагестане в режиме онлайн текст писали восемь сотрудников исправительных учреждений. «Тотальный диктант» проходил в шести исправительных учреждениях, охватив 120 человек. Среди них оказался осуждённый из ИК-2, написавший текст на 5.

Конкурс идёт и в учреждениях Камчатского края. Там в акции приняли участие 22 осуждённых исправительной колонии № 5 и № 18 из ИК-6 строгого режима.

Цель «Тотального диктанта» не только повысить грамотность, хотя она одна из важнейших, — напоминает Наталья Дисяева. — Акция даёт осуждённым ощущение духовной свободы, приобщения к тому, что делают все в один день и час. Ясно, что в местах лишения свободы духовная жизнь обеднена прежде всего тем, что несвободна. У человека нет элементарной свободы выбора.

Педагог отмечает, что помимо интеллектуальной составляющей действительности есть и эмоциональная: богатая духовная жизнь приносит человеку радость.

Для «Тотального диктанта» предлагаются великолепные тексты, высокого эстетического уровня. Приобщение к ним повышает качество духовной жизни, — уверена она. — Мне кажется, что для людей, проживающих в местах лишения свободы, очень важен именно этот момент. Доступ к эмоциональным радостям у них ограничен, в том числе и потому, что они когда-то потеряли на это право. Важна и нравственная составляющая. Думаю, что воспитание любви и уважения к родному языку — это огромный фактор нравственной жизни. Нельзя уважать то, что мало знаешь. Когда люди знакомятся с текстами «Тотального диктанта», они уже ближе к любви к родному языку, чем были до этого.