Названы регионы с самыми высокими зарплатами молодых учителей

Россия 20 апреля, 2020 / 00:00

За последние годы в России выросли зарплаты молодых работников образования. Так, представители сферы в возрасте 20–24 лет в октябре 2019 года получали в среднем 27,3 тысячи рублей. Тогда как в аналогичный период 2017 года — 22,2 тысячи. С соответствующими данными Росстата ознакомился NEWS.ru.

Отмечается, что самые высокие зарплаты — у молодых педагогов Сахалинской области (в среднем 70,1 тысячи рублей). Далее следуют Ненецкий (54,5 тысячи) и Чукотский (46,3 тысячи) автономные округа. Замыкают пятёрку лидеров Магаданская область (46,2 тысячи) и Ямало-Ненецкий автономный округ (43,7 тысячи).

Труднее всего приходится начинающим учителям в Калмыкии (11,3 тысячи), Смоленской области (13,5 тысячи) и Адыгее (13,8 тысячи). Немного выше зарплаты в Карачаево-Черкесии (16 тысяч) и Республике Марий Эл (16,7 тысячи).

В столице работникам данной сферы в возрасте 20–24 лет платят в среднем 35,9 тысячи рублей.

Несмотря на небольшой рост зарплат в последние годы, ситуация с молодыми учителями в школах представляется проблемной, рассказал NEWS.ru президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Начинающие свою профессиональную деятельность педагоги попадают в низшую категорию по оплате труда.

Им надо набирать большое количество часов, уроков и какой-то дополнительной работы. И искать какую-то работу на стороне, брать репетиторство. Сами понимаете, это достаточно напряжённо. Молодой учитель, как правило, начинающий семьянин. И ему надо благоустраивать и семью, и думать о том, как её содержать. Кроме того, существует такое понятие, как региональные тарифы. У нас не все регионы имеют равные тарифные ставки. Если регион богатый, то будет одна тарифная ставка, а если регион дотационный, то там совершенно другие расценки.

Сергей Комков президент Всероссийского фонда образования

Столица относится к обеспеченным субъектам, поэтому учителя там получают хорошую зарплату. По словам Комкова, педагоги стараются попасть на работу именно в московские школы. Однако в них не наблюдается дефицит специалистов, и идёт борьба за преподавательские ставки.

В субъектах учителя за одно и то же количество часов получают разную зарплату. Например, если в Москве педагогу за один урок платят условные 500 рублей, то в глубинке — 100. Тогда как по всей стране оплата труда должна быть одинаковой, полагает Комков. Разница в некоторых случаях может быть десятикратной.

Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

Высокие зарплаты молодых преподавателей в лидирующих регионах обусловлены их географическим положением и «северными» надбавками, объяснил эксперт.

Во-первых, дело в том, что туда люди пожилого возраста не едут. Во-вторых, там очень рано уходят на пенсию. Поэтому туда они пытаются привлечь молодёжь. И молодёжь в погоне за тем, чтобы получить региональную надбавку, туда охотно едет. Тем более, что сейчас попасть работать в Москву или Санкт-Петербург практически невозможно, — добавил Комков.

По его словам, одна из ключевых проблем для начинающих педагогов — жилищная. Учителям из небольшой зарплаты приходится выплачивать ипотеку. Если бы государство обеспечивало жильём, молодые специалисты мирились бы с невысокой оплатой труда, подчеркнул президент фонда.

С начала 2020 года можно подать заявку на участие в программе «Земский учитель» и после отбора обучать школьников в сёлах и городах с населением до 50 тысяч человек. Таким педагогам выплатят по одному миллиону подъёмных средств. Как сообщили в Минпросвещения, на участие в программе подали заявки уже 30 тысяч человек. При этом в текущем году больше 1,8 тысячи учителей получат единовременные компенсационные выплаты.

Как заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, заработная плата преподавателей не должна снижаться из-за перехода на удалённый режим работы во время пандемии коронавируса.

Проблемы начинающих учителей

Молодые педагоги чаще всего берут больше одной ставки (18 часов в неделю), на которую «выжить нереально», сообщил NEWS.ru сопредседатель профсоюза «Учитель», преподающий историю в городе Дзержинске Нижегородской области Андрей Рудой.

Если набирать часы, если постепенно набирать кое-какие баллы, можно выходить на 20–30 тысяч. А если набирать очень много часов, то можно чуть больше 30. Но, опять же, нужно понимать, что учителя (это, кстати, относится и к молодым преподавателям, и к немолодым) в основном работают на 1,5 ставки. Так люди работают 27–30, 30 с лишним часов. В крупных городах часто бывает, что и на две ставки, в районе 35–36 часов. Но нужно понимать, что это очень большая нагрузка на преподавателя.

Андрей Рудой сопредседатель профсоюза «Учитель»

Он отметил, что значительно облегчило бы жизнь молодых педагогов введение оплаты за одну ставку двукратного размера МРОТ. В настоящее время начинающие специалисты вынуждены подрабатывать, например, учителя физкультуры — фитнес-тренерами. Репетиторство же стало для многих чуть ли не главным способом заработка, отметил Рудой.

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

По его словам, ставшему учителем вчерашнему выпускнику порой приходится трудно: подготовка в вузах оставляет желать лучшего. Проблемы возникают как с бумажной работой, так и в общении с учениками.

Ещё один момент — это работа с детьми. Потому что всегда сложно адаптироваться к взаимодействию с ними. Даже я, человек достаточно коммуникабельный в этом плане, но тем не менее поначалу было сложно: 7–8-е классы достались, самый «замечательный» возраст. В этом плане очень часто помощи не хватает от старших преподавателей, от администрации, — пояснил Рудой.

В среде педагогов не хватает культуры отстаивания своих интересов перед лицом администрации и властей, убеждён учитель. Таким преподавателям приходится ещё сложнее. Например, на них могут возлагать обязанности, которые они вовсе не должны исполнять. Это актуально и для молодых специалистов, «текучка» которых выше среднего, добавил Рудой. По этой причине бывает так, что они приходят работать в школу, сталкиваются со сложностями и уходят зарабатывать в альтернативные профессии.