Химическая атака ВСУ в Курской области — изуверство, в котором виноват лично президент Украины Владимир Зеленский, заявил депутат Госдумы Павел Шеремет. Минобороны РФ сообщает, что боеприпасы для таких обстрелов Киев получает от западных стран, как и дальнобойные ракеты. Правда, последние украинская армия внезапно перестала применять после звонка начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова в США. С чем это связано и чего еще ждать от ВСУ в ближайшее время — в материале NEWS.ru.
СК России 5 декабря сообщил, что Вооруженные силы Украины обстреляли село Большое Солдатское под Курском 155-миллиметровыми кассетными боеприпасами с запрещенными отравляющими веществами удушающего действия. Как установило следствие, нападение произошло еще 11 августа, его совершили военнослужащие 80-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВСУ под руководством Павло Розлача. В результате этих действий пострадали не менее 20 человек.
Следком возбудил уголовное дело в отношении Розлача. Он обвиняется в совершении террористического акта и применении оружия массового поражения. Командир бригады объявлен в розыск.
Шеремет назвал случившееся кощунственным актом, который был организован с молчаливого одобрения Запада. «Это международное преступление против мирных жителей, за которое ответственность должен понести лично Зеленский», — подчеркнул парламентарий. По мнению депутата, именно президент Украины отдает приказы на такие атаки в отношении гражданского населения российских городов. Пойти на такое способны лишь «откровенные военные преступники», которые должны получить пожизненный срок, добавил Шеремет.
Военный аналитик NEWS.ru Александр Шарковский объяснил, как работает вещество, которое применили ВСУ при атаке на Большое Солдатское. По его мнению, речь может идти о гексахлорэтане (ГХЭ).
«Это очень токсичное вещество применяется в промышленности при производстве алюминия. Если им начиняют боеприпасы, ГХЭ становится боевым отравляющим веществом. При попадании в организм человека даже одного грамма летальный исход практически неизбежен. В меньшей дозировке ГХЭ оказывает сильное раздражающее воздействие на кожу, дыхательные пути, повреждает легкие, почки и печень. Факт его боевого применения подпадает под действие Конвенции о запрете химоружия, вступившей в силу в 1997 году», — рассказал Шарковский.
Обстрел Большого Солдатского — не первый случай, когда ВСУ обвиняют в применении химического оружия. О том, что украинская армия использует отравляющие вещества для атак в Курской области, еще в августе заявлял экс-губернатор региона Алексей Смирнов. На совещании с президентом РФ Владимиром Путиным он рассказал, что в Беловском районе под обстрел попала бригада компании «Россети». «Снаряды были с химическим оружием. Укрылись в РОВД. Все живы, но отравление было и у сотрудников полиции, и у главы сельского совета», — сказал Смирнов.
Начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов в октябре рассказал, что ВСУ применяли химоружие под видом дымовых снарядов в Судже. У российских военных, попавших под обстрел, были выявлены признаки отравления. Его причиной стало поступление в организм большого количество аэрозоля с хлором и отравляющих веществ удушающего действия.
Аналогичные случаи отмечались и на других направлениях. В ноябре командир разведроты ВС РФ с позывным Кирей сообщил, что на позиции разведчиков под Курахово в ДНР украинские войска скинули емкость с газом. «Пытаются бороться с нами всеми методами, в том числе запрещенными», — подчеркнул он.
Посол МИД России по особым поручениям Родион Мирошник 1 декабря заявил, что ВСУ только за лето 2024 года более 400 раз применили запрещенное химическое оружие против жителей Донбасса и российских военных в зоне проведения спецоперации.
По данным Министерства обороны России, кассетные боеприпасы калибра 155 мм были переданы западными странами Киеву еще в сентябре 2023 года. Предположительно, ВСУ могли получить 3800 единиц такого оружия.
При этом в прошлом месяце к обширному списку вооружений, которые Украина использует против РФ, официально добавились дальнобойные ракеты. Министерство обороны США разрешило использовать боеприпасы ATACMS класса «земля — земля» с максимальной дальностью 300 км для ударов по российской территории. Вскоре после этого ВСУ провели первые атаки такими ракетами по приграничным регионам РФ.
В ответ 21 ноября ВС РФ в ходе массированного удара по Днепру применили новейший ракетный комплекс «Орешник». «Мы вынуждены были пойти на испытания в боевых условиях в ответ на удары западным оружием по территории Брянской и Курской областей ракетами ATACMS и Storm Shadow», — заявил Путин.
27 ноября МО РФ сообщило, что начальник Генштаба российской армии Валерий Герасимов провел телефонный разговор с председателем Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) ВС США генералом Чарльзом Брауном. В министерстве отметили, что российская сторона предупредила об учениях в восточной части Средиземного моря. Официальный представитель ОКНШ Джерил Дорси добавил, что стороны затронули и испытания «Орешника».
Военный обозреватель KP.RU Виктор Баранец заметил, что после этого звонка ВСУ перестали применять ATACMS для ударов по России. «Белый дом и Пентагон взяли паузу на размышление? Вняли грозному предупреждению Герасимова? Просчитывают, куда еще могут полететь российские „Орешники“ (да и не только они)?» — задался вопросом журналист.
«Орешник» действительно мог стать сдерживающим фактором для стран Запада и Украины даже без его повторного применения, выразил мнение в беседе с NEWS.ru заместитель главного редактора журнала «Воин России» Василий Дандыкин.
«Судя по всему, мы готовились и к более масштабным ударам возмездия, а ВСУ пытались наведаться своими беспилотниками к нам на полигон в Капустин Яр. Вероятно, по соответствующим каналам Запад передал команду Киеву, чтобы украинцы сидели тихо и не баловались дальнобойными ракетами. Надо учитывать, что председатель американского ОКНШ уже готовится к приходу к власти Дональда Трампа, который выступает против эскалации конфликта», — предположил он.
Первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев придерживается иного мнения. В разговоре с NEWS.ru он отметил, что украинская армия без всяких ограничений использует самые разные виды вооружений, в том числе запрещенные на международном уровне.
«Странно думать, что после звонка из российского Генштаба вдруг прекратятся обстрелы. ВСУ не стреляют ATACMS лишь потому, что эти боеприпасы крайне дорогостоящие, а их общее число на Украине вряд ли превышает 50 штук. Просто берегут», — уверен депутат.
В начале декабря агентство BBC со ссылкой на источники в ВСУ сообщило, что украинским войскам приказано удерживать занятые позиции в Курской области как минимум до церемонии инаугурации Дональда Трампа, которая пройдет 20 января. По мнению Журавлева, это повышает вероятность новых химатак, причем не только под Курском.
«ВСУ с удовольствием записали бы себе в актив еще и другие российские территории, поэтому всюду следует ожидать не только ракетных ударов, но и возможного нападения. Американцы по телефону могли обещать все что угодно, но только они никогда не выполняют обещаний», — заметил депутат.
Депутат Госдумы Анатолий Вассерман сказал NEWS.ru, что дальнейшие действия ВСУ предугадать очень трудно, поскольку украинские войска практически непредсказуемы.
«Возможностей для удара всегда очень много. Какая из них будет выбрана заранее, трудно предсказать. Именно поэтому обороной дела не выигрывают. Всегда нужно наступление, всегда нужно выбирать собственное направление и собственные возможности концентрации усилий. Невозможно все направления прикрыть, так что я даже не пытаюсь гадать, где противник может нанести очередной удар. Существует разведка, чья задача как раз искать возможные направления», — резюмировал Вассерман.
Читайте также:
Эхо «Орешника»: у главы Южной Кореи сдали нервы, при чем тут Ким Чен Ын
Украину поделят, как Германию в 1945-м: согласится ли РФ на миротворцев
ВС РФ громят нацбаты: что осталось от «Азова», «Кракена» и другой «элиты»