Советская школа танкостроения с конца 30-х годов прошлого века вышла на лидирующие позиции в мире, что позволило СССР разработать ряд революционных машин. Одной из них мог стать «Объект 640», известный также под неофициальным названием «Черный орел».
Начало работ над этой машиной датируется концом 80-х годов, когда в Омском КБ транспортного машиностроения задумались над тем, какой танк может прийти на смену Т-80. Полностью новую машину разрабатывать изначально не планировалось, так как у Т-80 была масса плюсов, а минусы было решено устранить путем глубокой модернизации.
Предполагалось установить на танк новую башню с вынесенным в заднюю часть боекомплектом и автоматом заряжания, что кратно повысило бы безопасность экипажа. Кроме того, планировалось установить на танк новый газотурбинный двигатель мощностью 1500 л. с. При массе 50 тонн танк имел бы хорошие массо-мощностные показатели, что сделало бы его одним из самых скоростных и маневренных в мире — соотношение единицы мощности на тонну у «Объекта 640» было рекордным.
Благодаря новой башне высота танка не должна была превышать двух метров, что делало его малозаметным на поле боя. Помимо этого, башня должна была получить новую многослойную броню и динамическую защиту. Нововведения потребовали удлинения корпуса танка, поэтому ходовую часть снабдили седьмой парой катков, как на западных танках Leopard-2 и M1 Abrams.
До сих пор неизвестно, какое вооружение должен был получить «Черный орел». Одни источники говорят, что предполагалось вооружить танк 125 мм пушкой 2А46 от Т-80. Другие утверждают, что предусматривалась установка 152 мм орудия (тем более что автомат заряжания предусматривал возможность использования более длинных боеприпасов). Но и в том, и в другом случае танк имел бы в боекомплекте запускаемые через канал ствола управляемые ракеты, что являлось визитной карточкой советских танков.
Если бы разработка «Объекта 640» была доведена до конца, то российская армия к началу нулевых годов могла получить отличный танк: более защищенный чем Т-80, лучше вооруженный и маневренный. А главное, что для его производства не требовалась кардинальная перестройка производственных мощностей, ведь «Черный орел» являлся модернизацией хорошо освоенного Омсктрансмашем Т-80.
Однако данная машина так и осталась экспериментальной. В постсоветской России на вооружении был принят нижнетагильский Т-90, а выпускать сразу несколько моделей танков, как это было в СССР, в РФ не собирались. На это банально не было денег.
Не исключено, что у «Объекта 640» могли бы появиться зарубежные заказчики — в мире это достаточно распространенная практика, когда предприятия выпускают так называемые экспортные машины. Вспомним, например, французский АМХ-40 или британский Vickers MBT. Правда, в СССР и РФ сугубо экспортные танки никогда не выпускали, предпочитая продавать те же самые танки, которые стояли на вооружении армии. Но в рыночных условиях такой вариант не исключался, хотя и был маловероятен.
Как бы то ни было, но после демонстрации танка в камуфлированной накидке в сентябре 1997 года вопрос о его дальнейшей судьбе не поднимался. Министерство обороны РФ и вовсе отрицает его наличие, признавая лишь, что в конце 90-х годов Омсктрансмаш вел работы над некоей бронированной машиной, но в начале нулевых годов проект был закрыт. Тем более что средств на полноценную разработку у омичей не было, военные им новый танк не заказывали, а вскоре Омсктрансмаш обанкротился.
Понятно, что в таких условиях «Черный орел» родиться не мог. Тем не менее ряд заложенных в этот танк конструкторских решений были весьма интересными и передовыми, что делало «Объект 640» весьма неординарной и самобытной боевой машиной. И если бы танк удалось довести до ума и запустить в серию, вне всякого сомнения, «Черный орел» был бы одним из лучших танков мира девяностых-нулевых годов.
Читайте также:
Новый Ил-114-300: зачем России нужен этот самолет
Американский F-16: почему он не станет «оружием спасения» для ВСУ