Россия вместе с партнерами из Китая создаст Фонд развития гражданской авиационной промышленности объемом 100 млрд рублей. Инвестиции направят на создание самолетов и разработку прорывных технологий. Но не попадет ли в таком случае Россия в зависимость от Китая?
На первый взгляд, новость о создании фонда кажется позитивной: Россия сможет уйти от западных Boeing и Airbus, наладить массовое производство своих самолетов. Но есть и другое мнение.
К сожалению, партнерство России с КНР с начала СВО не принесло ожидаемых результатов. Новейшие технологии для разработки своей техники Пекин Москве не предоставляет. Китай только лишь продает нам готовые товары, иногда позволяя производить ребрендинг. Например, в сфере автомобилестроения на китайский кроссовер JAC клеят новые логотипы и называют его русским «Москвичом».
Максимум, на что пошла КНР в сотрудничестве с РФ в сфере технологий, это открытие завода автобренда Haval в Тульской области. Но Россия выполняет только роль изготовителя. Использовать технологии для разработки своей собственной машины она не может.
Даже в случае с не самой важной сферой — машиностроением — Китай не дал нам технологии для производства собственных автомобилей с нуля. На основе этого можно предположить, что такой же результат будет и у сотрудничества в сфере авиастроения. Даже если Китай и разработает совместно с Россией технологии, то вряд ли даст РФ возможность использовать их для создания своего продукта с нуля. Максимум — это разрешит заниматься сборкой самолетов. Так же, как в случае с автомобилями Haval.
Об опасности слишком близкого сотрудничества с Азией говорил и мэр Москвы Сергей Собянин. Во время выступления на Московском экономическом форуме политик сказал, что рынки стран Востока более жесткие, чем западные. Азиатские страны, как и США, ведут с Россией экономическую войну. Собянин подчеркнул, что восточные государства не хотят дарить РФ разработки в области машино-, авиастроения и микроэлектроники. Они лишь предлагают покупать конечный товар по цене в два раза выше себестоимости.
Поэтому если Россия начнет чрезмерно полагаться на Китай в области производства самолетов, то рискует попасть в зависимость от него. В таком случае у КНР может появиться рычаг давления. При малейшей ссоре Пекин сможет шантажировать Москву тем, что лишит ее авиатехники. Такого допускать нельзя.
России по наследству от СССР досталась отличная база для создания качественной техники практически в любых сферах. В конце 1980-х страна в промышленных масштабах производила средне- и дальнемагистральные пассажирские самолеты Ил-96-300, Ту-204 и Ту-214. Создавалась и техника для перелетов на небольшие расстояния, например Ил-114-100.
Если Россия смогла создать военные вертолеты Ка-52 и даже истребитель пятого поколения Су-57, то это значит, что хорошие инженеры в стране есть. А еще имеются мощности для серийного выпуска авиатехники. Нужно лишь добиться роста интереса властей к созданию собственных самолетов.
Если перевести в сферу разработки гражданской авиации часть специалистов, создающих вертолеты и истребители для Минобороны РФ, то Россию ждет прорыв и в этой области. Ученые и инженеры спроектируют самолеты, которые можно будет смело назвать наследниками легендарных Ил и Ту. Главное — работать в этом направлении самостоятельно. Не надеяться, что придет какая-то страна (Китай) и создаст технологии за нас.
Так уж случилось, что Россия оказалась меж двух огней. На Западе — США и ЕС, а на Востоке — Китай, который хочет стать новым гегемоном. У всех сторон свои интересы. Задачи сделать Россию богатой и успешной ни у кого, кроме правительства РФ, нет.
Как Брюссель и Вашингтон не давали Москве технологии, когда отношения между ними были партнерскими (до 2014 года), так и Китай с 24 февраля 2022 не поделился с нами своими разработками. Поэтому у России сейчас всего один вариант развития. Отстраивать авиапромышленность и другие ключевые сферы самостоятельно.
Читайте также:
В России создали дрон для дистанционного разминирования
Песков назвал еще одну тему переговоров Путина и Си Цзиньпина
Какие города и страны соединит «Один пояс — один путь»: карта маршрута