Убийство молодого парня Никиты Белянкина, прошедшего Сирию и так глупо погибшего в драке в Подмосковье, снова подняло в российском обществе вопросы, связанные с миграционной политикой и этнической преступностью. Появившаяся во многих СМИ новость о том, что убийца (или, возможно, кто-то из фигурантов этого дела) сразу после преступления бежал в Армению, добавила в повестку дня ещё одну важную тему: можем ли мы быть уверены в том, что приезжие из стран постсоветского пространства, совершив преступление, понесут заслуженное наказание, а не спрячутся на родине?
Хотя Следственный комитет уже заявил, что установил личность подозреваемого в убийстве, задержал его и предъявил обвинение, тут есть о чём поговорить. Если мы верим следствию, а у нас нет причин ему не верить, то возможны варианты.
Первый — злоумышленник никуда не сбегал и был обнаружен в Подмосковье в ходе оперативной работы.
Второй — он всё-таки бежал. И тогда нам либо показывают случайного человека из того десятка, что участвовали в драке (но эту версию мы не рассматриваем, с чего бы?), либо, учитывая отсутствие официальных заявлений по этому поводу, из-за границы его тихо возвратили.
В последнем случае на руку мог сыграть тот факт, что 3 июня Владимир Колокольцев по стечению обстоятельств оказался в Ереване. Это было бы очень удобно, в первую очередь, для армянского руководства, поскольку выдавать своих граждан они не любят. Например, есть статистика, согласно которой Армения в 2015 году из 152 человек, объявленных в международный розыск и задержанных в этой стране, выдала лишь десятерых, и те были иностранцами. Незаметный возврат преступника «на место» позволяет официальному Еревану держать лицо, при этом не обидев Москву.
Так или иначе, убийца вроде бы пойман, он находится в России, ему предъявлено обвинение, и от правосудия уже не скрыться. Но сама тема регулирования вопроса о выдаче нашим силовикам преступников-иностранцев должна быть серьёзно осмыслена.
Каждый, кто гулял по улицам российских городов, знает, что несмотря на распад Советского Союза, выходцев из соседних республик у нас немало. За исключением прибалтийских республик, все остальные широко представлены своими трудовыми мигрантами. Как и во всём мире, у нас эти люди часто живут большим числом на малых площадях, работают за мизерные деньги, годами не видят родных. И часто совершают преступления, в том числе — тяжкие. При этом если такого преступника не поймать сразу, он имеет все шансы при помощи своих земляков оперативно купить билет на самолёт и экстренно покинуть пределы России. И в такой ситуации страны-соседи, увы, практически никогда не соглашаются на выдачу своих граждан другим государствам, предпочитая судить их самостоятельно. За исключением единичных случаев.
Российское руководство часто использует безвизовый режим с соседями как инструмент политического торга. Например, хотя с войны 2008 года прошло больше десятилетия, граждане Грузии должны для въезда к нам получать визу, что их очень огорчает, знаю по опыту личного общения. Для россиян же въезд свободный. Оно и понятно — наши туристы им нужны очень сильно, а вот за безвиз для своих Тбилиси должен будет сделать серьёзные шаги навстречу Москве.
Если Кремль пытается исполнить мечту о восстановлении то ли Советского Союза, то ли Российской империи, то ли просто былого внешнеполитического влияния, и открывает свои границы для соседей так, как открывает, разумно требовать в ответ как минимум уважения к нашему правосудию. А также — обязать эти страны по первому требованию выдавать людей, совершивших преступления.
Иначе может случиться так, что цена жизни молодого парня, сражавшегося за интересы своей Родины в далёких землях, в какой-то момент будет равна, например, цене на билет из Москвы в Ереван.