Военная операция Турции «Источник мира» в Сирии продолжает тревожить мировое сообщество. Сразу несколько стран, в основном членов НАТО, отказались предоставлять Анкаре оружие, которое может быть использовано при боевых действиях в Арабской Республике. Впрочем, пока не приходится говорить о полном разрыве военного сотрудничества Турции с партнёрами по Альянсу. Последние, скорее, лишь посылают сигнал Анкаре.
Ещё 11 октября о приостановке поставок вооружений турецкой стороне сообщила Финляндия. Это государство не входит в Североатлантический альянс, но тем не менее имеет опыт военного сотрудничества с Анкарой.
Гуманитарная ситуация в регионе вызывает беспокойство. Госсовет не будет выдавать новых лицензий на экспорт оружия в Турцию или в другие воюющие страны, — гласит заявление финского правительства.
К этому решению вскоре присоединились входящие в НАТО Норвегия и Нидерланды. Позднее аналогичные меры решили принять и немецкие власти, о чём в интервью изданию Bild am Sonntag сообщил глава МИД Германии Хайко Маас.
На фоне турецкого военного наступления в северо-восточной Сирии федеральное правительство не будет выдавать никаких новых разрешений на любое вооружение, которое может быть использовано Турцией в Сирии, — подчеркнул министр.
В отличие от других стран, Германия крайне активно продаёт вооружение турецкой стороне — на Анкару приходится почти треть немецкого экспорта оружия. А вслед за Берлином к антитурецким ограничениям решили прибегнуть и в Париже, где подчеркнули, что операция в Сирии угрожает безопасности не только в Ближневосточном регионе, но и в Европе.
В ожидании прекращения этого нападения [операции «Источник мира»] Франция решила заморозить все планы по экспорту оружия в Турцию, которое может быть использовано в ходе боевых действий, — говорится в совместном заявлении французских министерств.
В Анкаре, впрочем, по-прежнему уверены в том, что боевые действия, направленные против курдских вооружённых формирований и так называемого «Исламского государства» (группировка запрещена в РФ), — законные и оправданные. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в частности, 13 октября заявил, что сирийский режим не в состоянии самостоятельно противостоять террористам. Как подчеркнул турецкий лидер, его страна не отступит от поставленной задачи — даже несмотря на угрозы других государств.
В некоторых российских кругах новость о приостановке поставок вооружения Турции из западных стран была воспринята как сигнал к тому, что теперь эту нишу может занять именно Москва. Тем более что в этом году Эрдоган, вопреки претензиям и даже угрозам санкций со стороны США, не отказался от закупки у России ЗРС С-400. И теперь, как считают некоторые, Анкара окончательно развернётся в сторону Москвы и, возможно, Пекина. Однако, полагает военный эксперт Юрий Лямин, поводов для оптимизма у РФ и КНР не слишком много — учитывая сами формулировки, использованные турецкими партнёрами по НАТО.
По поводу европейских запретов на экспорт военной техники в Турцию, там нашему и китайскому ВПК рано радоваться. Запрет — слишком громкое слово применительно к тому, что в реальности там вводят, по крайней мере, если речь идёт про ведущих европейских производителей. Так, Германия использовала очень удобную обтекаемую формулировку, что на фоне турецкого наступления федеральное правительство не выдаст никаких новых разрешений на экспорт военной техники, которая может быть использована Турцией в Сирии. То есть, во-первых, сразу выводятся из-под удара действующие контракты, по которым разрешение получено. Во-вторых, очевидно, что это не касается, например, поставок для турецкого флота, так как Турция его в Сирии использовать в принципе не может. Да и вообще любые запреты, которые касаются ограничений использования вооружений в каком-то одном районе или области, — это такая скользкая тема, как будто специально вводимая для того, чтобы эти ограничения обходить.
Сама же фраза «на фоне турецкого наступления», подчёркивает аналитик, явно намекает на то, что запрет на выдачу новых разрешений является временным, а когда ситуация нормализуется, он может быть снят — причём, вполне вероятно, без лишней огласки. Ранее о возможности введения «мощных» антитурецких санкций в связи с операцией «Источник мира» заявили и Соединённые Штаты. Аналитики, впрочем, полагают, что это также лишь сигнал Вашингтона для Анкары — не выходить за оговорённые рамки боевых действий.