Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов 21 марта 2019 года направил генпрокурору Юрию Чайке письмо с просьбой проверить законность содержания под стражей некоторых бизнесменов. В списке омбудсмена оказалась и Лилия Акмалова — женщина уже более 30 месяцев находится в СИЗО по делу челнинского «обнальщика» Дениса Окуня. Ранее News.ru сообщал о судебном процессе над «королём челнинского обнала».
Бизнес-омбудсмен раскритиковал доводы следствия, которые чаще всего ложатся в основу продления срока содержания под стражей.
Зачастую доводы следователей о невозможности своевременного окончания расследования и необходимости продления срока абсолютно не обоснованы. Мы работаем с предпринимателями напрямую и знаем случаи, которые зачастую иначе как вопиющими назвать сложно. Я решил привлечь к ним внимание генпрокурора. Теоретически давно всё сказано. Есть позиция Верховного суда, который сказал, что доводы следствия в пользу продления срока не должны приниматься автоматически. Пора попробовать навести порядок на практике, — приводят слова Бориса Титова «Ведомости».
На практике же Акмаловой изменили меру пресечения с домашнего ареста на заключение под стражу в январе 2017 года. Это случилось после того, как об угрозах с её стороны заявила Альфия Хакимова — также фигурант уголовного дела Окуня. По данным следствия, будучи участницей ОПГ Окуня, Хакимова входила в структурное подразделение Акмаловой и после возбуждения уголовного дела осталась должна «боссу» крупную сумму денег. Оказавшись под подпиской о невыезде, Хакимова свободно перемещалась по городу и в декабре 2016 года встречалась с родной сестрой Лилии Акмаловой — Альбиной. Последняя требовала вернуть долг и в процессе встречи организовала телефонный разговор между должницей Альфиёй Хакимовой и Лилией Акмаловой — что является нарушением условий содержания под домашним арестом.
Со слов адвоката, из показаний Альфии Хакимовой также следует, что Акмалова пыталась надавить на неё через своего близкого знакомого — Олега Горина — известного челнинского предпринимателя. Он якобы угрожал ей следственным изолятором и требовал вернуть долг.
На основании этого допроса был инициирован обыск в квартире Акмаловой. Позже в ходатайстве следователь будет утверждать, что Акмалова пользовалась мобильным телефоном и выходила в Интернет с компьютера — в связи с этим женщину и поместили в СИЗО. Дома у неё осталась несовершеннолетняя дочь. Девочка учится в школе и регулярно пользуется домашним компьютером — для учёбы и развлечений.
News.ru пообщался с сестрой Лилии Акмаловой — Альбиной Аглетдиновой. Женщина подтвердила факт встречи с Хакимовой, однако утверждает, что инициатором была не она.
В 2016 году где-то зимой встречалась возле своего дома с Хакимовой Альфиёй. Она мне сама назначила встречу. Я с ней разговаривала по поводу моей сестры Акмаловой Лилии Раисовны, которая находилась под домашним арестом. Хакимова утверждает, что я её соединила с сестрой по телефону. Но такого не могло быть, зная Хакимову, которая записывает все разговоры и передаёт сотрудникам уголовного розыска. Знаю закон о нарушении домашнего ареста и никак не подвергала опасности свою сестру, — пояснила Альбина, сестра Лилии Акмаловой.
Расставить точки над «i» могла бы детализация телефонных разговоров подозреваемых, однако, как утверждает сторона защиты, таких вещдоков в деле нет.
Лилия полагает, что у Альфии Хакимовой есть основания её оговаривать. Об этом узница изолятора заявила на очной ставке, спустя полгода заточения в СИЗО. На этой встрече Хакимова сообщила, что непосредственно от Акмаловой ей угроз не поступало.
При поручении производства экспертизы, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ предупреждён — под этими строками поставил подпись член палаты судебных экспертов Галимов Инель.
Старший следователь ГСУ МВД по Татарстану Шарафутдинов, занимающийся делом Окуня, запросил провести судебно-бухгалтерскую экспертизу, чтобы установить количество клиентов, которые пользовались услугами «обнала» у Акмаловой. Согласно проведённой экспертизе, фирмы ООО «Колосс» и «СК Проф» за годы работы помогли уйти от налогов почти трём сотням различных компаний.
На третьей странице заключения среди длинного списка различных организаций в глаза бросается МКП «Городские бани» — муниципальное предприятие, находящееся в ведении мэрии Набережных Челнов. На четвёртой странице в списке числится ОАО «Татнефть» — государственная нефтедобывающая компания. Иными словами, эксперт Галимов, отвечая на поставленные следователем вопросы, делает вывод, что правительство Республики Татарстан и администрация Набережных Челнов уклоняются от уплаты налогов. News.ru направил запросы в «Татнефть» и исполком Набережных Челнов. Мэрия подтвердила сотрудничество с «СК Проф» — фирма Акмаловой произвела и установила двери в городских банях.
Этот документ может поставить под сомнение судебно-бухгалтерскую экспертизу, вошедшую в основу обвинения. По сути, мэрия отрицает обвинения эксперта в уклонении от уплаты налогов и приводит доказательства, раскрывая детали сотрудничества с «СК Проф». Близкий друг Акмаловой Олег Горин также тесно взаимодействовал с её фирмами. Предприниматель утверждает, что ООО «Колосс» и «СК Проф» вполне реальные компании, которые до возбуждения дела много лет успешно существовали на республиканском рынке строительства и лизинга. News.ru нашёл упоминание ООО «СК Проф» на страницах отчёта правительства Татарстана за 2014 год. Республиканские власти отметили заслуги компании Акмаловой в сфере производства строительных материалов (стр. 28. — Прим. News.ru).
Компания «СК Проф» в 2014 году была приглашена на Казанскую венчурную ярмарку. Её участниками стали представители российских и зарубежных венчурных фондов, частные инвесторы и крупные корпорации. Глава Татарстана Рустам Минниханов лично присутствовал на мероприятии.
Набережночелнинский городской суд 18 апреля закончил исследовать материалы дела, в том числе заключение № 13 эксперта Галимова. Как передают из зала заседаний, документ не вызвал каких-либо подозрений у состава суда. News.ru связался с Олегом Гориным — предпринимателем и свидетелем по делу.
ООО «Колосс» существует с 2003 года, на балансе — около десятка автомобилей, в том числе два самосвала КамАЗ, оборудование для производства алюминиевых витражных конструкций, систем вентфасадов. Почти 15 лет работы в сфере строительства. ООО «СК-Проф» — резидент набережночелнинского бизнес-инкубатора, образовано в 2011 году, неоднократный участник строительных выставок и форумов. А теперь вот обвинение утверждает, что «Колосс» и «СК Проф» однодневки и только «обналом» и занимались. Среди партнёров этих предприятий ОАО «Татнефть», DPD — служба доставки федерального уровня, крупные компании-застройщики Республики Татарстан и города Набережные Челны. С лёгкой руки следствия все эти предприятия названы заказчиками незаконных банковских операций. Ну давайте у наших партнёров спросим, в каком виде было сотрудничество — строили что-то или просто от налогов через эти предприятия уклонялись. Однако следствием по каким-то причинам они не допрошены, — заявляет Олег Горин.
Горин действительно встречался с Хакимовой в декабре 2016-го, но повод, судя по всему, был несколько иной. Со слов предпринимателя, его московские партнёры, руководящие фирмой «СтройГрупп», незадолго до этого обратились к Хакимовой за алюминиевыми композитными панелями. 7 декабря «СтройГрупп» перечислило 3,4 млн рублей на счёт «ТД Стальком» — фирмы Хакимовой. «Стальком» должен был выступить в роли субподрядчика. Как сообщает Горин, простая операция по закупке необходимых материалов могла быть произведена в тот же день, но Хакимова не спешила расставаться с чужими деньгами и в течение нескольких дней «кормила обещаниями» коммерсантов. Позже бизнесвумен и вовсе заявила, что никаких ключевых решений в «Сталькоме» не принимает, а является лишь рядовым сотрудником. Когда диалог зашёл в тупик, москвичи обратились в полицию. Возникшие вопросы силовики решили задать номинальному владельцу ООО «ТД Стальком» Степанченко А. С., но нужда в беседе отпала, как только оперативник увидел «директора».
Судьба «испарившихся» 3,4 млн рублей наглядно отражена в выписке со счетов «ТД Стальком». Предприятие сейчас проходит процедуру банкротства, назначен конкурсный управляющий. Согласно документу (есть в распоряжении News.ru), 12 декабря — через пять дней после поступления на счёт — деньги москвичей были перечислены тремя траншами в организации ООО «Алтым», ООО «Ринам» и ООО «Магнето». Назначение платежей — за строительные материалы.
По данным СПАРК, «Ринам» занимается оптовой торговлей бытовыми товарами, а «Алтым» и «Магнето» — ныне ликвидированные компании, которые раньше торговали автомобилями и запчастями к ним. Каким образом они собирались поставить столичной фирме конструкции из алюминиевых композитных панелей — неизвестно. Приоткрыть завесу тайны решились владельцы этих компаний — на трёх идентичных по содержанию и стилистике опросах (есть в редакции News.ru) все они заявляют, что в один из рабочих дней к ним обратился незнакомый мужчина/женщина. Он/она рассказывали, что якобы не могут принять от должников деньги на счета своей фирмы, так как они арестованы. Все три директора, являясь ещё и бухгалтерами, согласились принять сомнительные деньги от первого встречного. Несмотря на эти опросы, эта группа избежала внимания силовиков.
На самом деле выписка о движении средств на счёте ООО «ТД Стальком» представляет гораздо больший интерес, чем кажется на первый взгляд. Сумма средств, прошедших через компанию за 2016 год, приблизительно составляет 63 млн рублей, из них 34 млн отправлены за транспортные услуги ИП Хакимовой (в редакции News.ru есть выписка с банковского счёта ООО «ТД Стальком»).
Глядя на эти суммы, можно предположить лишь два варианта — либо предприятие занимается незаконными финансовыми операциями, либо имеет необычайно, по меркам провинциального городка, острую потребность в транспортных услугах. News.ru подсчитал, какую массу груза можно перевезти на эти деньги.
Например, переместить самолётом из Москвы в Волгоград (1000 км) строительные материалы весом в одну тонну обойдётся заказчику примерно в 110 тыс. рублей. За 34 млн рублей из столицы в город-герой на юге грузовые лайнеры доставят более 300 тонн груза. Аналогичным маршрутом по земле можно снарядить 188 двадцатитонных грузовиков. По данным СПАРК, в списке видов деятельности ныне ликвидированного ИП Хакимовой действительно значится предоставление транспортных услуг, но точно оценить мощности фирмы не представляется возможным. Наверняка столь крупная транспортная компания не осталась бы без внимания правительства Татарстана, как «СК Проф», например. Однако News.ru не удалось найти в публикациях властей региона упоминаний челнинской транспортной империи. Зато удалось найти их в первичном допросе самой Хакимовой.
Альфия Хакимова не скрывает, что юрлицо было создано как «однодневка» — для проведения незаконных финансовых операций. А сама Лилия Акмалова с обвинениями в свой адрес в корне не согласна. Также Олег Горин обращался к столичным специалистам с просьбой провести независимую экспертизу. Так, московский центр экспертиз считает, что процедура была проведена с нарушениями. Защита Акмаловой планирует ходатайствовать о проведении независимой экспертизы. Вероятно, она и могла бы пролить свет на запутанное дело.