Советский программист, обладающий свободным временем, был страшным оружием. Во всяком случае, когда тетрис стал распространяться по корпоративным офисам США, какая-то часть американцев искренне считала его тайным оружием КГБ. Ну ещё бы — люди переставали работать. Они только играли, играли, играли. У некоторых началась тетрисозависимость, а другие стали наяву видеть фигуры из игры. Это было даже обыграно в мультсериале «Симпсоны». NEWS.ru вспоминает, как в СССР появилась популярнейшая онлайн-игра.
Создание тетриса заиграло новыми красками после ухода из России многих цифровых компаний и производителей игр. Как обычно, это сопровождается увольнениями, сокращениями и невыплатой зарплат. Однако в советские времена GameDev (сокращение от Game Development — разработка игр) носил полупартизанский характер. А распространение тетриса по всему миру показывает, как жажда наживы и пиратство идут рука об руку. И чтобы вам потом ни говорили любители копирайта, оказывается, что нелегальное копирование и открытый код может буквально перевернуть многомиллиардную индустрию.
Легенды гласят, что в голову программиста Алексея Пажитнова идея тетриса пришла в результате страшных душевных терзаний. На дворе стояла антиалкогольная кампания 1984 года. Водки нигде не было. А какой научный сотрудник 1980-х годов без неё? Но будущий автор самой популярной компьютерной игры в мире не смог её достать, с горя пошёл в Детский мир и там купил игру «Пентамино».
Игра представляла собой блоки, подозрительно напоминающие таковые в тетрисе, из которых надо было выкладывать разнообразные фигуры. Игра была популярна среди научной интеллигенции позднесоветского периода. Легенда не рассказывает, куда Пажитнов дел предыдущий набор «Пентамино». Однако вместе с приобретением он пошёл обратно на свою работу — в Вычислительный центр АН СССР. Там вихри судьбы затянули его на антиалкогольную лекцию местного комсорга. Отчаянно пытаясь не заснуть и мучимый душевными порывами, создатель тетриса начал раскладывать купленное «Пентамино». И вот тут, под заунывные напевы лектора, его осенило.
После этого Пажитнов побежал к себе в лабораторию и в течение некоторого времени написал тетрис. Затем игру увидели его коллеги, потом сотрудники Вычислительного центра, а через какое-то время игра распространилась по всей Москве, Союзу, Европе и далее везде.
Но есть и более благопристойная версия. Алексей Пажитнов разрабатывал системы искусственного интеллекта и распознавания речи. Он часто задерживался на работе, чуть ли не ночевал на ней. Его особенно увлекали головоломки, над которыми он был готов сидеть каждую свободную минуту. И вот однажды, прогуливаясь по московскому океанариуму, программист увидел камбалу. Он был заворожен тем, как рыба, плавая в водорослях, меняла свой цвет с коричневого на зелёный. В голову исследователя залетела мысль, что в головоломке фигуры могут менять цвет или даже форму. Потом Пажитнов набрёл на «Пентамино», и его план преобразился — он решил портировать (то есть в переводе с программистского — перенести) игру на компьютер.
Каноническая версия создания тетриса звучит так. Пажитнов загорелся идей перенести «Пентамино» на советский компьютер «Электроника-60». В процессе работы число фигур уменьшилось до четырёх. Так на свет появилось «Тетрамино». Окончательное название игра приобрела после того, как Пажитнов скрестил его с названием своего любимого спорта — тенниса. Так и появился тетрис.
Игра была «залипательной», но с графической точки зрения весьма убогой. Два цвета — чёрный и зелёный, вместо изображения фигур — псевдографика из скобок и пробелов. К преобразованию тетриса Пажитнов подключил Вадима Герасимова. Это был молодой, но очень перспективный программист, работавший в ВЦ. Ему было 16 лет, он был школьник, и формально его даже не могли нанять на работу. Но при этом он великолепно разбирался в компьютерах архитектуры IBM PC, программировал на языке Pascal, и к нему постоянно бегали советоваться научные светила, которым надо было что-то запрограммировать.
Герасимов вспоминал, что первый вариант тетриса не напоминал классический — это когда в стакан падают фигурки, игрок выстраивает из них сплошную линию, которая потом сгорает. Нет, это был классический «Тетрамино»: игрок перемещал курсором блоки и строил из них фигуры. Герасимов вспоминал, что игра показалась ему необычайно скучной. Быть может, что-то такое услышал от него Пажитнов, а может, и сам это понял. Но именно после знакомства с юным программистом «Тетрамино» меняется в сторону тетриса.
Герасимову уже предстояло переделать вполне классический тетрис. Он его приспособил под PC, добавил очки и таблицу рекордов, короче, всячески превращал игру во что-то играбельное. Сами переделки и доделки игры шли с 1984 по 1986 год. Уже в более-менее законченном виде игра попала в руки венгерских товарищей из Института проблем кибернетики в Будапеште, с которым сотрудничал ВЦ АН. Вот оттуда игра стала завоевывать весь мир. Всё благодаря главе британской корпорации Andromeda Software Роберту Штайну.
Штайн оказался революционером поневоле. Он такой судьбы не хотел, просто в 1986 году он приехал в Венгрию, чтобы посмотреть, какие достижения Восточного блока можно монетизировать и продать на Западе. И увидев тетрис, он понял, что на этом можно сделать большие деньги.
Andromeda Software работала на британскую Mirrorsoft — одного из крупнейших производителей программного обеспечения в Европе, с филиалами и зависимыми компаниями в США. Во главе фирмы стоял Кевин Максвелл, сын одного из крупнейших медиамагнатов страны Роберта Максвелла, у которого были прямые связи с советской верхушкой. Потом это сыграет весьма неожиданную роль в истории.
Пока же Штайн пытался связаться с Пажитновым, чтобы выкупить у него права на игру. Параллельно с этим он пытался убедить своих боссов, что надо срочно пускать игру в оборот и буквально рубить с неё «капусту». А в том, что её будет много, Штайн не сомневался.
Проблема была в том, что права на игру Пажитнову не принадлежали. Они были в руках у Вычислительного центра АН. Потом их передали советской фирме ЭЛОРГ. Сам же Пажитнов дал Штайну предварительное добро продать игру, но не права, которых у него не было.
Mirrorsoft игру не оценила, но перед тем как забросить проект, его передали американцам в Spectrum Holobyte. Те игру не просто оценили — стали бить во все колокола, что это нечто гениальное, надо срочно её пускать в продажу и рубить, рубить миллионы долларов.
Теперь оцените расклады. На дворе 1987 год. В США собираются запускать в продажу тетрис. Правами якобы владеет Штайн, который типа добыл их у Пажитнова и уже успел перепродать американцам, которые уже собираются портировать игру и на компьютеры, и на игровые автоматы (была бы у них возможность портировать на холодильники и микроволновки — тетрис и туда бы пробрался). Однако тонкость в том, что всё это — пиратские версии! Крупнейшие производители софта, монополисты тогдашней программной индустрии — и все пираты.
Но главное — тетрис всё-таки запустили в продажу, и он стал бешено популярным. Хотя ситуация опять осложнилась. И опять всё устроил Штайн.
Дело в том, что журналисты с телеканала CBS раскопали, что у Штайна в момент выпуска игры не было прав. Более того, они взяли интервью у Пажитнова в Москве. На британского предпринимателя стали наезжать все подряд. Из СССР требовали заплатить штрафы и неустойки, всё-таки права на игру были у ЭЛОРГ.
И тут пришла беда, откуда не ждали. Дело в том, что японский игрогигант Nintendo собирался запускать новую приставку Game Boy. Шел 1989 год, и к тому времени Япония была охвачена тетрисоманией. Игру в страну завезла американская компания Atari, которая через Штайна приобрела лицензию на продажу тетриса на консолях. Сами же Mirrorsoft и Spectrum Holobyte продали версию игры для ПК, а также Хенку Роджерсу, владельцу компании Blue Planet Software.
Штайн в это время всё пытался заполучить лицензию на тетрис, но советская сторона упиралась. Тонкость в том, что приобрести права на выпуск игры под приставки у Роджерса попросило руководство Nintendo. И в тот момент никто не знал, что весь выпущенный в Японии тираж игры — пиратский. Хотя нет, на самом деле кое-кто знал об этом.
Роджерс связался со Штайном, а тот заявил, что тут такая проблема — советские товарищи темнят и не продают.
Не став дожидаться окончания переговоров между Штайном и ЭЛОРГ, Роджерс сам поехал в СССР. И вот, роковая случайность — в ЭЛОРГ в один и тот же день попадают Роджерс, Штайн и Кевин Максвелл. Переговоры с советскими товарищами представляли собой нечто весёлое. Роджерс на переговорах с ходу заявил, что тетрис — очень популярная игра, особенно на приставках. В ответ представители ЭЛОРГ сказали, что это же незаконно, никаких прав на продажу они не давали. Но через день у Роджерса будут права на приставку. Штайн подписал весьма невыгодный для себя договор: его права ограничились только ПК и более ничем, к тому же он вынужден был заплатить большие штрафы. Кевин Максвелл уехал ни с чем. Но перед этим признался, что его компания Mirrorsoft выпускала пиратские версии игры.
Отставка Максвелла имела весьма неприятные последствия. Он пожаловался папаше, что его советские обижают. Тот в ответ надавил на окружение главы СССР Михаила Горбачева, которое стало звонить в ЭЛОРГ и угрожать тем, кто занимался делом тетриса. Но уже был 1989 год, всё в Союзе катилось под откос, так что в ЭЛОРГ просто плюнули на угрозы. Так Максвелл остался без игры и больших денег.
Выигравший в этой «битве» Роджерс продал лицензию на тетрис компании Nintendo. А те затеяли суд с Atari, которые распространяли по всему миру контрафакт и в итоге разорили конкурента. В итоге Nintendo наварилась на продажах тетриса не то на $2 млрд, не то на $3 млрд. Тетрис стал самой популярной игрой в мире — во всех вариациях было куплено 250 млн копий игры. Немыслимый результат, к которому подбирается только Minecraft.
Что касается других участников истории, то Штайн остался примерно с $200 тысячами, которые он заработал на тетрисе. А мог бы, как он после жаловался, заработать миллионы.
Британский магнат Роберт Максвелл неудачно пытался всё переиграть в пользу своего сына и пропал в ноябре 1991 года. Считается, что он погиб, катаясь на яхте. Бизнесмен оставил после себя кучу долгов. Потом выяснилось, что, как настоящий аристократ и член высшего общества, он наворовал на $600 млн со счетов пенсионных фондов своих корпораций. В итоге все его ближайшие родственники были обвинены в заговоре с целью мошенничества. В 1995 году они предстали перед судом, но вскоре были единогласно оправданы присяжными.
ЭЛОРГ унаследовала все права на тетрис. Всё дело в том, что в 1985 году Пажитнов передал данному предприятию все права на игру сроком на 10 лет. И только в 2006-м программист, уже более десятилетия живший в США, получил право на свою игру назад.