Врио губернатора Курской области Александр Хинштейн сообщил, что на юго-западе региона был обнаружен 200-килограммовый беспилотник Вооруженных сил Украины (ВСУ). «Царь-дрон» оказался очередной разработкой из обширного арсенала, используемого Киевом для атак по России. Опрошенные NEWS.ru эксперты отмечают: ВС РФ и ВСУ почти сравнялись по количеству и качеству выпускаемых БПЛА. Что еще есть в запасе у украинской армии и чем российские войска отвечают на угрозы — в материале NEWS.ru.
По словам Хинштейна, 200-килограммовый дрон ВСУ был найден добровольцами отряда «БАРС-Курск» и сотрудниками военной полиции на территории Глушковского района. После обнаружения БПЛА место его падения оцепили, саперы приступили к разминированию аппарата.
Как отметил Хинштейн, беспилотник способен поднимать грузы до 50 кг, развивать скорость до 150 км/ч и преодолевать расстояния до 1000 км. «Не нужно говорить о том, какой урон он способен причинить», — подчеркнул чиновник.
Глава региона добавил, что у саперов «великое множество» работы в курском приграничье. Ежедневно они обезвреживают десятки тысяч боеприпасов, снарядов, мин и прочих «сеющих смерть» взрывоопасных предметов, перечислил Хинштейн.
Военный эксперт полковник запаса Геннадий Алехин в беседе с NEWS.ru назвал находку российских добровольцев в Глушковском районе «очень серьезной». «Вообще дроны в ходе боевых действий в приграничье, включая и район стыков Белгородской и Сумской областей, играют очень большую роль. ВСУ там пытаются применять их массированно и постоянно проводят атаки FPV-дронами. В том числе они применяют там беспилотники и на оптоволокне. То есть по сегменту этого оружия украинские войска нас уже догнали», — пояснил эксперт.
Украинские войска регулярно атакуют территорию России при помощи беспилотников. В марте они провели самый масштабный налет БПЛА с начала СВО. В общей сложности в нападении были задействованы около 350 аппаратов, из которых более 90 были сбиты над Московской областью. В результате атаки погибли шесть человек — трое в Подмосковье и трое в Курской области.
Тогда СМИ сообщали, что украинская армия задействовала БПЛА нескольких типов. Среди них были дроны-камикадзе «Рубака» с дальностью полета до 500 км и массой боевой части до 15 кг, «Лютый», способный нести до 50 кг полезной нагрузки, и PD-2 с максимальным взлетным весом 55 кг, способный обходить средства противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.
Одним из самых современных дронов ВСУ считается «Лелека-100», предназначенный для наблюдения и разведки. Его максимальная скорость полета — 120 км/ч, взлетная масса — 6 кг. Массово применяются разведывательные БПЛА SKIF от компании Culver Aviation. Эти дроны типа «летающее крыло» способны преодолевать расстояния до 130 км и подниматься на высоту 1,5 км.
Кроме того, для ударов по инфраструктурным объектам ВСУ применяют беспилотники «Бобер». Дальность их полета достигает 800–1000 км, максимальная скорость — 200 км/ч. Аппарат весом около 150 кг и массой боевой части 20 кг может находиться в воздухе до семи часов. Активно используются БПЛА самолетного типа UJ-22 Airborne производителя UKRJET. В автономном режиме дальность полета таких беспилотников-камикадзе достигает 800 км на крейсерской скорости 120 км/ч. Такие аппараты способны нести до 20 кг полезной нагрузки — минометные снаряды или взрывчатку.
Одними из самых мощных на вооружении ВСУ называют дроны класса «Баба-яга». Речь идет о целом семействе тяжелых промышленных беспилотников, переделанных под боевые задачи. Грузоподъемность таких БПЛА достигает 60 кг, скорость с полной загрузкой составляет до 40 км/ч, без нее — до 80 км/ч, высота полета — до 400 м.
В 2025 году Минобороны Украины заявило о принятии на вооружение новых беспилотников Poseidon H10 MkIII. Эти БПЛА самолетного типа развивают скорость до 150 км/ч, заявленный радиус их действия составляет 150 км. Особенность новинки заключается в наличии дневной камеры с 20-кратным увеличением и тепловизионной камеры с четырехкратным зумом.
По мнению военного эксперта Александра Перенджиева, по большей части дроны ВСУ производятся на территории Украины из зарубежных деталей. Объекты, на которых ведется сборка, размещаются в подземных или подвальных помещениях, чтобы их было труднее обнаружить.
«Скорее всего, с учетом логистики, БПЛА собирают на Западной Украине, куда легче импортировать детали из-за границы, или возле Одессы, Николаева и Харькова, поближе к местам запуска», — предположил он в беседе с NEWS.ru.
Однако известно, что Украина получила и готовые беспилотники от стран НАТО. Среди них турецкие Bayraktar TB2, американские Switchblade и MQ-1 °C Gray Eagle, а также модели от французского производителя Delair. Несколько месяцев назад Германия объявила о планах передать ВСУ несколько тысяч новых дронов с искусственным интеллектом HX-2.
Независимый военный эксперт Александр Храмчихин рассказал NEWS.ru, что основной упор ВСУ делают именно на выпуск дронов на собственных производственных мощностях. Фактор западных поставок готовых БПЛА уже почти околонулевой, полагает он.
«С Запада идет какое-то количество дронов, но по сравнению с закупками из Китая это несерьезно. Сейчас для Киева главный поставщик настоящей военной помощи — именно беспилотников, которые для ВСУ теперь заменяют и авиацию, и артиллерию, а отчасти и пехоту, — это Китай. И большая часть российских потерь теперь приходится именно на применение ВСУ китайских дронов и украинских дронов, сделанных из китайских комплектующих», — сказал эксперт.
Герой России генерал-майор авиации Сергей Липовой в разговоре с NEWS.ru выразил мнение, что 200-килограммовый дрон ВСУ представляет не больше угрозы, чем все остальные украинские беспилотники.
«Сбивать их не тяжело, потому что они идут с заданной характеристикой по заданной траектории, которая легко вычисляется. Они попадают на радары наших средств ПВО. Вопрос только, чем их можно уничтожить, потому что это беспилотники еще третьего поколения. Они очень хорошо видны на радарах, на наших локаторах», — пояснил он.
Несмотря на это, украинские войска сегодня придают первостепенное значение использованию БПЛА на поле боя, отметил Алехин. По словам эксперта, ВСУ заметно нарастили объемы и темпы производства и сборки дронов: кто бы что ни говорил, но беспилотников у противника хватает.
«ВСУ стараются делать „дроновый зонтик“, который играет роль прикрытия и обеспечения для продвижения их мобильных групп. Особенно это заметно на белгородско-сумском участке границы в районах сел Демидовка и Поповка. Также „зонтик“ ВСУ пытаются выстроить и над районом курского приграничья и Сумской области, включая основной район сосредоточения отрядов ВСУ вокруг села Марьино. Там противник пытается дронами прикрыть проведение ротации и подвод своих резервов», — отметил собеседник.
При этом РФ также наращивает производство беспилотных аппаратов — это заметно по той продукции, которая сегодня поступает на вооружение российских войск в зоне СВО, считает Алехин. «Я бы осторожно сказал, что сейчас в вопросе поставок в войска у ВС РФ и ВСУ состояние паритета», — добавил он.
Храмчихин придерживается схожего мнения. По его словам, в беспилотной гонке России и ВСУ пока сложно выделить победителя — обе страны идут фактически ноздря в ноздрю.
«В целом такое относительно одинаковое положение объясняется тем, что обе стороны в этом вопросе держатся на поставках из Китая. А Китай поставляет либо сами беспилотники, либо комплектующие для их производства и России и Украине совершенно свободно и без всяких комплексов или стеснения», — резюмировал эксперт.
Читайте также:
РЭБ России против дронов ВСУ: как работает, какие новые БПЛА получат ВС РФ
Наш ответ «Бабе-яге»: в России создали тяжелый дрон «Голубь»
«Супер-пупер-сказочник» Трамп пугает новым чудо-оружием. Чем ответит РФ?
Тайный план Белоусова в действии. Раскрыты три сценария взятия Одессы
Смерть все ближе к Зеленскому: ВС РФ утюжат центры принятия решений в Киеве
Один ушел, другой грохнулся. Русские пушки оставили Зеленского без F-16