Тегеран сближает Дамаск с ХАМАС

Ближний Восток 04 апреля, 2019 / 12:47

Палестинское движение ХАМАС напрашивается в друзья к сирийскому правительству. Группировка, которая с начала активной фазы гражданского конфликта в Сирии поддерживала противников официального Дамаска, похоже, готова изменить свою стратегию, вызванную, как предполагают наблюдатели, её тяжёлым положением. Иран при этом ведёт посреднические усилия в разговоре между сирийским правительством и лидерами ХАМАС, однако результаты туманны.

О дипломатической роли Тегерана изданию Al-Monitor рассказал высокопоставленный иранский чиновник, уточнив, что ХАМАС и власти Исламской Республики уже провели несколько встреч, в центре внимания которых был вопрос восстановления прежнего уровня отношений между палестинским движением и официальным Дамаском — того, который был до начала активной фазы гражданской войны в Арабской Республике. Иран как один из главных спонсоров сирийского вооруженного конфликта прилагает все усилия, чтобы оказать воздействие на президента Башара Асада и его приближённых, заявил собеседник базирующегося в США издания. Однако пока сирийское правительство не готово пойти руководству ХАМАС на какие-то уступки. Хотя стоит признать: в настоящее время суннитская группировка имеет неплохие связи с другими участниками шиитской «оси сопротивления» — с ливанской «Хезболлой» и Ираном.

О том, что ХАМАС пытается навести мосты с сирийскими властями, свидетельствуют и последние заявления лидеров движения. Комментируя обострение в секторе Газа, глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания между делом осудил решение американской администрации признать за Израилем право на оккупированные Голанские высоты, призвав американцев не навязывать свои решения арабам и мусульманам. Это, как считают наблюдатели, — явная попытка руководства ХАМАС сблизить позиции с сирийским руководством. В конце января этого года политбюро движения выступило с осуждением и ударов Армии обороны Израиля по сирийской территории, назвав еврейское государство главным врагом арабского единства.

Фото: Ahmed Deeb/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

«Понимание этой опасности требует серьёзных шагов по скорейшему прекращению всех арабских и исламских кризисов и разногласий, укреплению нашего единства и силы, чтобы сорвать любые вынашиваемые Израилем вероломные планы и противостоять угрозам, с которыми сталкивается регион», — сказал 21 января официальный представитель палестинского движения Абдель Латиф Кануа.

Впрочем, пока подобная риторика не окупилась. Официальный Дамаск по-прежнему гневается на группировку за её публичную поддержку сирийской оппозиции. Конечно, повстанцы сильно ослаблены, но осадок остался. В 2012 году Иран, «Хезболла» и сирийское руководство притормозили контакты с ХАМАС, в том числе финансовые. Тогда к спонсированию контролирующей сектор Газа группировки подключился наиболее непримиримый оппонент сирийского правительства из числа аравийских монархий — Катар. Эмират до сих пор занимается «благотворительностью» во имя примирения, однако политически катарская правящая династия сейчас склонна скорее дистанцироваться, нежели сближаться с движением. На расстоянии ХАМАС держат и египтяне, которые, однако, выступают посредником во всех конфликтах между сектором Газа и Израилем. Слабую заинтересованность в поддержке ХАМАС имеют и другие государства антикатарского квартета.

Регулярные срывы «режима тишины» с еврейским государством говорят о шатких позициях ХАМАС внутри Газы. Если политбюро группировки ведет какие-либо переговоры с израильскими властями о прекращении взаимных обстрелов, то это не значит, что перемирие не сорвет палестинский «Исламский джихад» или кто-либо ещё из сектора Газа. Об ослаблении позиций ХАМАС в многострадальном анклаве свидетельствуют и протесты местных жителей, которые недовольны экономическими условиями внутри сектора.

В связи с этим нетрудно сделать вывод, что движение ХАМАС пытается решить как внутренние, так и внешние проблемы за счёт расширения своих связей с другими игроками региона. Что же касается «шиитской оси» и руководящего ею Ирана, то о своих связях с сектором Газа в Тегеране говорят довольно двояко. Власти Исламской Республики иногда отрицают свою финансовую и военную связь с ХАМАС и «Исламским джихадом», а иногда говорят, что у них есть рычаги воздействия на эти силы. Во всём этом важно понять: означает ли сближение ХАМАС с шиитской «осью сопротивления», что политическая линия палестинского движения радикализуется или его лидеры готовы договариваться с Израилем?