Американо-турецкие договорённости по северо-восточной Сирии, которые были достигнуты в результате визита делегации США во главе с вице-президентом Майклом Пенсом в Анкару, не снимают всех вопросов о судьбе этих районов, которые долгое время находились под контролем курдских формирований. Часть территории, которая рассматривалась Турцией как потенциальная буферная зона, уже перешла в руки сирийской правительственной армии, а это делает необходимым переговоры между Анкарой и Дамаском.
В результате встречи в Анкаре американцы и турки договорились, что на участке протяжённостью 30 км к югу от сирийско-турецкой границы будет создана зона безопасности. Как пояснил журналистам спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри, это касается только тех территорий, которые вошли в оперативную зону операции «Источник мира».
Турки говорят о зоне безопасности, которую они сами хотели бы видеть, и они основываются на том, что мы сделали ранее в августе, когда зона безопасности шла от Евфрата до границы с Ираком, а у Турции были различные возможности для наблюдения, передвижения и так далее на участке до 30 км к югу, — в частности, заявил Джеффри.
К настоящему моменту турецкие силы и лояльные им оппозиционные группировки продвинулись на 30 км к югу в центральной части северо-восточной Сирии.
И сейчас мы именно на этом фокусируем наше внимание, потому что именно данный участок мы определяем как контролируемую Турцией зону безопасности, — обращает внимание Джеффри.
Турция и США договорились, чтобы «Демократические силы Сирии» (ДСС) — многонациональный альянс, костяком которого считаются курдские соединения, — вывели, как уточнил Джеффри, свои соединения за линию к югу от «этих районов, удерживаемых турками». По договорённостям, курды должны будут уйти за трассу M4, которая тянется параллельно сирийско-турецкой границе.
В связи с этим в ночь на 18 октября формально вступило в силу пятидневное перемирие, за время которого ДСС должны покинуть приграничные районы. Согласно достигнутой в Анкаре сделке, должна быть обеспечена безопасность мирных жителей населённых пунктов, которые войдут в зону безопасности. Курдские формирования будут должны сложить оружие, а их военная инфраструктура должна быть полностью уничтожена. Операция «Источник мира» прекратится по истечении 120 часов в том случае, если все условия будут выполнены.
Командование ДСС частично согласилось со сделкой. Так, курдский генерал Мазлум Абди заявил, что курдские формирования принимают перемирие для активной зоны боевых действий — Рас эль-Айна, Тель-Абъяда, но от вывода войск ДСС отказались. Может быть, поэтому турецкие силы, как сообщают наблюдатели, продолжили боевые действия в оперативной зоне.
В самом Вашингтоне на соглашение отреагировали отрицательно. Сенатор-демократ Крис ван Холлен заявил, что «это, возможно, второе предательство сирийский курдов» и что кажется, «Турция получила всё, что хотела». Законодатель допустил, что Турция намерена провести «этнические чистки» в отношении сирийских курдов.
Эксперт по Ближнему Востоку Хасан Хасан обращает внимание на то, что ситуация в той зоне, которую США пытались согласовать с Турцией, зависит ещё во многом и от России, к которой обратилось курдское командование на фоне отказа американской администрации от северо-восточных областей. По словам аналитика, самое удивительное здесь то, как именно ДСС может расчистить пространство в 30 км внутри Сирии, когда сирийские правительственные силы уже находятся в некоторых из этих районов. По словам Хасана, вице-президент США, который возглавлял американскую делегацию в Анкаре, не знал, о чём именно он договаривается с турками. Если ДСС покинут приграничную зону, это будет означать усиление российского и сирийского присутствия, полагает аналитик. Хасан эмоционально замечает, что соглашение между Пенсом и Эрдоганом — «просто ещё один средний палец США в сторону курдов». Курдскому командованию подобная сделка невыгодна, заключает эксперт: эти договорённости для них — худшее.
В настоящее время российское руководство ждёт, когда турецкие власти проинформируют его о содержательной части соглашения. Сделать это — самое время, учитывая скорый визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию. Без сделки с Москвой и, соответственно, с Дамаском разрешить ситуацию на севере Сирии вряд ли удастся.