Основатель гуманитарной организации «Белые каски» (официально — «Сирийская гражданская оборона», СГО) Джеймс Ле Мезюрье был найден мёртвым возле своего дома в центральном районе Стамбула Бейоглу. Это произошло спустя считаные дни после того, как российский МИД припомнил ему связи с британской разведкой. С учётом странных обстоятельств гибели Ле Мезюрье появились предположения, что за его смертью стоят заклятые критики.
Первым о том, что Ле Мезюрье мёртв, сообщил его сосед по дому в Бейоглу, который, по данным турецких СМИ, находится на дипломатической службе. Обстоятельства гибели основателя «Белых касок» остаются неясными. По предварительным данным, Ле Мезюрье мог упасть с балкона своей квартиры. Супруга погибшего сказала, что он принимал антидепрессанты.
Дом, где мы обычно живём, находится в Бююкаде, — цитирует англоязычная версия издания Ahval супругу погибшего. — Моего мужа лечили уколами и лекарствами от сильного стресса несколько дней назад. Мы вернулись домой (в Стамбул. — News.ru), чтобы быть рядом с крупными больницами.
По словам женщины, она и муж легли спать вместе около 04:00. Её разбудил звонок в дверь — когда пришли правоохранители. По данным источников в полиции, инцидент произошёл в 05:30 утра. Тело Ле Мезюрье было обнаружено с переломами ног и головы. Одной из предварительных версий служит самоубийство. Тем более что, по словам очевидцев, доступ в дом Ле Мезюрье возможен только по отпечаткам пальцев.
С учётом значения фигуры Ле Мезюрье и числа его высокопоставленных «хейтеров» трудно ожидать, что в версию о несчастном случае или самоубийстве поверят. Мэр Стамбула объявил о начале официального расследования причин гибели основателя «Белых касок». В англоязычном сегменте Twitter обсуждают, могли ли быть причастны к его смерти Россия или сирийское правительство — стороны, которые критиковали деятельность «Белых касок» интенсивнее всего. Накануне официальный представитель МИД РФ Мария Захарова обратила внимание на то, что он является бывшим представителем британского разведсообщества, а такие совпадения не случайны.
Благодаря расследованиям, в первую очередь иностранных журналистов, достоверно известно, что один из создателей «Белых касок» — Ле Мезюрье, бывший офицер британской разведки МИ-6. Совпадение? Не думаю, — отмечала дипломат. — Он «засветился» во многих конфликтах по всему миру, включая Балканы и Ближний Восток. С учётом роли Запада в расшатывании стабильности в указанных регионах несложно предположить, что там делал сотрудник разведки Великобритании.
Поводом для ремарок Захаровой стали заявления заместителя главы МИД Великобритании по делам Ближнего Востока Эндрю Маррисона от 6 ноября. Он выступил с утверждением, что «Белые каски» стали объектом кампании по дезинформации со стороны Москвы и официального Дамаска. Как отмечалось в коммюнике Форин-офиса, эти слова прозвучали на переговорах с руководителем организации Раедом Салехом, на которых обсуждалась ситуация в сирийской провинции Идлиб, по-прежнему находящейся в руках противников официального Дамаска.
Эти вводящие в заблуждение приёмы являются беззастенчивой попыткой отвлечь внимание от шквала шокирующих атак на сирийский народ, которые включали в себя использование химического оружия, — заявил Маррисон, обвинив РФ и Сирию в преднамеренном очернении СГО.
В Сирии «Белые каски» начали действовать в 2014 году, выполняя спасательные работы в зонах операций сирийской правительственной армии и лояльных ей сил. Сам Ле Мезюрье утверждал, что СГО начала действовать ещё раньше — в 2013 году, для в целях спасения жертв землетрясений. Однако сирийский конфликт принёс наибольшую известность гуманитарной группе, которой ставят в заслугу спасение сотен и тысяч жизней от разрушений и боевых действий. После того как Россия приступила к антитеррористической операции в Сирии, фактически поддержав официальный Дамаск, в русскоязычном сегменте СМИ СГО стала объектом обвинений в фальсификации военных преступлений со стороны баасистского правительства и в фактической инсценировке поводов для иностранных ударов по Сирии. Организации приписывали отношения с широким спектром радикальных группировок — на том основании, что она зачастую оказывалась в анклавах, где действовали повстанцы и радикалы.
Большинство обвинений в адрес СГО не проходят проверку на подлинность. Однако в чём можно упрекнуть организацию, так это в попытке бороться с официальным Дамаском его же методами — проводя ответную пропагандистскую кампанию. Нередко в её рамках «Белые шлемы» сознательно шли на режиссуру и постановку. Тем не менее эксперты полагают, что у организации могут быть существенные доказательства военных преступлений в зонах деэскалации в Сирии, и это априори делает каждого из высокопоставленных членов СГО потенциальной мишенью для любой вовлечённой в сирийский конфликт стороны.