Путина просят вмешаться в протесты в Ливане

Ближний Восток 11 ноября, 2019 / 12:06

Использование плакатов с фотографией российского президента Владимира Путина во время манифестации у президентского дворца в Бейруте вызвало неоднозначную реакцию в Ливане. Местная пресса считает, что подобная символика протеста только нагнетает «атмосферу войны» в стране, и без того переживающей не лучшие времена. Похоже, в Ливане всерьёз опасаются «российской интервенции».

Широкий резонанс получило использование манифестантами в Бейруте плаката с Путиным, на котором была надпись «К вам пришёл Владимир, бессовестные!». Местное издание Al-Modon тут же назвало этот поступок свидетельством того, что участники протестной акции ослеплены. Ливанский ресурс пишет, что есть две причины, почему призыв к Кремлю вызывает тревогу. Во-первых, «вмешательство России», как считают авторы материала, может втянуть Ливан «в болото сирийской войны под предлогом борьбы с терроризмом, как это было в Сирии». Издание напоминает, что в Сирии почти победила контрреволюция против сирийцев, которые восстали против ущемления свободы и достоинства. Во-вторых, Al-Modon отмечает: «ставка на мировые влиятельные державы в регионе и мире лишь поддержит и усилит коррупцию в стране».

Внешняя политика России строится на легкомысленных решениях некоторых глупцов, в основе которых не заложены интересы страны, касающиеся её будущего, — воинственно замечает ливанское издание, имея в виду, по-видимому, сирийского лидера Башара Асада и его окружение. — Ливан — это не Сирия или какая-либо другая страна.

Впрочем, повод для домыслов о готовности вмешаться в ливанские протесты Россия дала и сама. В разгар антиправительственных выступлений 4 ноября российский президент наградил в Кремле орденом Дружбы советника ливанского президента Амаля Абу-Зейда. Награда, как известно, вручается за вклад в укрепление мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами. На следующий день Абу-Зейд встретился со спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителем министра иностранных дел Михаилом Богдановым. По итогам встречи российский МИД опубликовал заявление, в котором говорилось о том, что РФ поддерживает суверенитет и независимость Ливана и выступает против любого вмешательства во внутренние дела. С российской стороны была подтверждена «твёрдая и последовательная позиция в пользу решения всех острых вопросов национальной повестки дня самими ливанцами в правовом поле через инклюзивный диалог в интересах обеспечения гражданского мира и согласия».

Фото: Marwan Naamani/dpa/Global Look Press

Как сообщалось в заявлении МИД РФ, российская сторона также выступила против попыток реализовывать геополитические сценарии, «используя и искусственно нагнетая объективные трудности» в Ливане. 8 ноября официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова послала более чёткий «месседж» о недопустимости иностранного вмешательства.

Никто кроме граждан не должен заниматься конструированием будущего страны, — подчеркнула Захарова. — А попытки применения майданных методов и социальной инженерии в Ливане чреваты непредсказуемыми последствиями для безопасности этой страны и всего Ближневосточного региона.

Но в Ливане все эти эпизоды предсказуемо были интерпретированы именно как попытка РФ расставить акценты в протестах. К примеру, награждение Абу-Зейда в местной прессе назвали ставкой на президента страны Мишеля Ауна, которая игнорирует протестные выступления «против его правления и политической системы в целом». Портал Lebanon 24 отмечает: по распространённому мнению, российская тень давно нависает над Ливаном (имея в виду контакты Москвы с ядром политических и общественных сил и ряд контрактов, в том числе по операционному управлению нефтетерминалом), и роль РФ в соседней с Сирией стране будет только возрастать с учётом постепенного отказа США от своих обязательств перед ближневосточными партнёрами. Своё дело сделают и неплохие связи Москвы с аравийскими столицами, считают на Lebanon 24.

Однако Al-Modon отмечает: если кто-то решится вмешаться в дела Ливана, то это нетрудно будет сделать, используя недальновидность местных властей. В целом, в республике считают Россию дружественной страной. Ливанцы, как пишет Al-Modon, полагают, что «российское вмешательство», если и произойдёт, то не будет направлено на формирование религиозной группы за счёт компонентов ливанского общества, ведь главные требования ливанцев на сегодня — отменить конфессиональный принцип разделения власти, привлечь виновных за кризис в стране к ответственности и восстановить социальную справедливость.