Ожидания, что государственный визит Владимира Путина в Саудовскую Аравию и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) 14–15 октября поможет снять напряжённость в ряде региональных досье, начали сбываться ещё до того, как борт российского лидера отправился в Эр-Рияд. Представители Лиги арабских государств (ЛАГ) 12 октября выразили намерение вернуть Сирию в «арабскую семью». Но внимания заслуживает не только политическая, но и экономическая часть повестки поездки президента России. Общая сумма соглашений, которые, как ожидается, подпишут Эр-Рияд и Москва, приближается к $2 млрд.
На экстренном заседании ЛАГ, которое проходило 12 октября в штаб-квартире организации в Каире на уровне министров иностранных дел, представители Ирака и Алжира предложили вернуть официальный Дамаск в «арабскую семью». Глава МИД Ирака Мухаммед Али аль-Хаким сообщил, что Багдад подаст соответствующий запрос в ЛАГ. Можно предположить, что заявление сделано как раз «под визит» Путина в Саудовскую Аравию, который запланирован на 14 октября. Королевство до настоящего времени считалось главным антагонистом «реабилитации» сирийского режима, в то время как их соседи — ОАЭ — в последнее время демонстрировали более мягкий подход к проблеме. В интервью трём телеканалам — RT, Al-Arabiya и Sky News Arabiya — накануне поездки Путин заявил, что настало время вернуть Арабскую Республику в ЛАГ.
Всё проходит, и я надеюсь, что и это когда-то пройдёт. Но само по себе это не быстро закончится, если всё отправить по волнам, что называется, и не предпринимать попыток нормализовать ситуацию, — отметил российский лидер, комментируя Сирию.
В рамках сирийского конфликта Саудовская Аравия демонстрировала деятельную готовность вложиться в стабилизацию северо-восточных районов, которые 9 октября вошли в зону турецкой военной операции «Источник мира», направленной, как утверждает Анкара, против курдских военизированных формирований и «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Интерес к этим областям проявляли и ОАЭ. В связи с тем, что Турция рассматривается аравийскими центрами силы (за исключением Катара) как региональный соперник, сложившаяся ситуация не могла не вызвать у них раздражение. В разговоре с RT, Al-Arabiya и Sky News Arabiya Путин обратил внимание на то, что в Сирии «интересы всех этнических, религиозных групп должны быть гарантированы».
Люди должны понимать, что они живут в своей собственной стране и надёжно пользуются защитой этой страны и её законами, — сказал российский лидер и отметил, что это касается и суннитов, и шиитов, и алавитов, и христиан.
Из интервью Путина становится понятно, что главным приоритетом для России сейчас является работа так называемого Конституционного комитета, который должен определить дальнейшую судьбу основного закона Арабской Республики. Важным штрихом к восстановлению легитимности сирийского правительства станет, вероятно, возвращение Сирии в ЛАГ. Отчасти этот вопрос можно считать решённым с учётом того, что ОАЭ уже восстановили своё дипломатическое представительство в Арабской Республике. При этом постконфликтный период должен, по мнению Путина, характеризоваться тем, что территорию Сирии покинут все иностранные силы. С учётом нахождения в Арабской Республике иностранных баз, в том числе российских, это кажется невозможным и невыполнимым.
В экспертной среде обращают внимание и на важность ливийского досье для переговоров в Эр-Рияде и Абу-Даби. Причём, как ни странно, сирийская и ливийская темы могут оказаться взаимосвязанными.
Что касается сирийского трека, безусловно, российская сторона снова попытается пролоббировать необходимость восстановления связей между Эр-Риядом и Дамаском, в том числе и дипломатических. В свою очередь Саудовская Аравия и ОАЭ будут пытаться вовлечь Москву в более активную поддержку Халифы Хафтара в Ливии, возможно, как-то увязывая это с сирийским треком.
Западные аналитики сейчас оценивают готовность Саудовской Аравии вкладываться в совместные с Россией проекты как очень высокую.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) намерен заключить более 10 соглашений с саудовскими компаниями — на сумму свыше $2 млрд. Сферы, которых будут касаться документы, — это высокие технологии, космос, транспорт, логистика, инфраструктура, энергетика, а также сельское хозяйство. Накануне Фонд объявил об открытии своего первого зарубежного представительства — в королевстве, чтобы реализовывать достигнутые ранее договорённости. Например, речь идёт о Российско-саудовском инвестиционном фонде, созданном РФПИ и суверенным фондом Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF). На сегодняшний день, по официальным данным Фонда, Россия и Саудовская Аравия профинансировали и одобрили свыше 25 совместных проектов. Так, на рассмотрении РФПИ и нефтяного гиганта Saudi Aramco также находится ряд активных проектов в секторе нефтесервиса с общим объёмом инвестиций свыше $1 млрд долларов, а также в нефте- и газохимии на более чем $2 млрд.
Ситуация вокруг Saudi Aramco сейчас открывает окно возможностей для России и в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Комбинированная атака на нефтеперерабатывающие заводы компании, которая произошла в ночь на 14 сентября с параллельным применением беспилотников и ракет, поставила перед королевством вопрос об эффективности его средств ПВО, предоставленных Америкой. Конечно, вряд ли Эр-Рияду понадобятся российские С-400, как это в шутку предложил Путин на саммите «астанинской тройки», но Саудовская Аравия вполне могла бы приобрести российские «Панцири». В то же время США могут предъявить к такому решению справедливые претензии, особенно на фоне их недавней инициативы усилить свою группировку войск в королевстве и его систему ПРО. Но в конечном счёте запрос на приобретение «Панцирей» будет выглядеть закономерной попыткой Эр-Рияда диверсифицировать свои каналы в сфере ВТС.
России есть что предложить и в том, что касается обеспечения безопасности судоходства в Персидском заливе, которая была поставлена в этом году под вопрос из-за разногласий США и Ирана. Но, как следует из интервью Путина трём телеканалам, российская сторона пока не готова быть обвинителем по отношению к Исламской Республике, имеющей, как сказал российский лидер, свои законные интересы в регионе. Вряд ли такая позиция устроит аравийские столицы, которые, вероятно, захотят перетянуть Кремль на свои, антииранские баррикады. В связи с этом визит российского лидера в Саудовскую Аравию представляет собой интригу.