Противник Нетаньяху отнял у него лидерство

Ближний Восток 22 октября, 2019 / 14:14

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху официально объявил, что не смог сформировать правящую коалицию в Кнессете (парламенте) страны. Во вторник, 22 октября, мандат на формирование коалиции получил непримиримый соперник Нетаньяху, лидер либерального блока «Кахоль-Лаван» Бени Ганц. Но и у Ганца шансы найти достаточно союзников в Кнессете довольно невелики. Часть израильских аналитиков предсказывают, что страна уверенно движется к третьим за год парламентским выборам.

Крайний срок формирования коалиции для Нетаньяху должен был наступить в среду, 23 октября, однако премьер-министр не стал его дожидаться и объявил о своём решении вечером 21 октября. Наблюдатели заметили, что он сделал это в день своего 70-летия, после иудейского праздника Симхат Тора.

Министры уже привыкли бояться моментов возвращения Нетаньяху с праздничных каникул, во время которых он не общается почти со всеми своими политическими союзниками и советниками, — пишет обозреватель Haaretz Аншел Пфеффер. — Для него это не время заслуженного отдыха. Вместо этого у его жены Сары и сына Яира есть целых 25 часов свободного доступа к нему, чтобы выразить свою паранойю и возмущение. Часто после этого он кардинально меняет ранее согласованную политику или выступает с тревожными речами.

Впервые за почти 12 лет мандат на формирование правящей коалиции получил не Нетаньяху, а Бени Ганц. Теперь у него есть 28 дней, чтобы осуществить то, что не удалось его противнику. Его блок «Кахоль-Лаван» получил 33 места в Кнессете по результатам последних выборов — на одно больше, чем партия Нетаньяху «Ликуд». Проблема в том, что у Ганца тоже может не получиться договориться с другими политическими силами. О его поддержке ранее заявили 54 законодателя, а для большинства в Кнессете нужен 61 мандат.

В сложившихся условиях Ганц, судя по всему, будет готов пойти на компромиссы. Утром 22 октября появилась информация о том, что к переговорам о вхождении в коалицию будут приглашены представители арабского альянса из четырёх партий «Совместный список». Ранее арабские политики из этого объединения поддержали Ганца, но сделано это было по принципу «кто угодно, лишь бы не Нетаньяху», и совсем не гарантированно то, что они захотят присоединиться к правящей коалиции. Лидер «Кахоль-Лаван» не готов вести переговоры с иудаистскими религиозными партиями, а вот войти в коалицию с «Ликудом» может. Но только если тот откажется от Нетаньяху в качестве лидера и союза с религиозными партиями.

Фото: Debbie Hill/www.imago-images.de/Global Look Press

Существует и вариант, предложенный президентом Реувеном Ривлином, согласно которому Нетаньяху и Ганц будут поочерёдно занимать пост премьер-министра. Так как в отношении Нетаньяху ведётся расследование по делу о коррупции, он передаст свои полномочия Ганцу на время судебного разбирательства и сможет вернуть их после того, когда и если его оправдают. Пока ни один из противников не показывает готовности пойти на такой компромисс, но перед лицом третьих за год всеобщих выборов и углубления политического кризиса они могут изменить своим убеждениям.

И наконец, если из кризиса не найдут выхода, граждане Израиля снова отправятся на избирательные участки. По прогнозам, «Ликуд», который продолжает упорно держаться за Нетаньяху, может ухудшить свои результаты по сравнению с двумя предыдущими раундами голосования. В этих условиях партия может наконец согласиться сменить лидера и коалиция с «Кахоль-Лаван» станет возможной.

Хотя пока ещё слишком рано говорить, какой из возможных сценариев воплотится в жизнь, у всех у них есть общая черта: Нетаньяху больше не будет доминировать в политической жизни так, как на протяжении последнего десятилетия, — считает исследователь Института ближневосточной политики Вашингтона Дэвид Маковски. — После возвращения мандата президенту Ривлину его реальные опции сводятся к тому, чтобы блокировать путь Ганцу. Речь о восстановлении личной власти не идёт.

Однако нет сомнений в том, что Нетаньяху будет держаться за эту власть всеми силами. Особенно в свете нависающего над ним судебного разбирательства, обещающего ему реальный тюремный срок.