Придётся ли России поднимать сирийский фунт

Ближний Восток 12 октября, 2019 / 08:27

Сирийскому государственному казначейству поручили разместить ценные бумаги для открытой подписки. Подобная инициатива принята на совещании Совета министров Сирии после того, как национальная валюта в очередной раз продемонстрировала тенденцию на снижение. Крах фунта уже затронул наиболее важные сферы экономики, что поднимает вопрос, кто сможет помочь ей с восстановлением. Самостоятельные меры, которые принимаются официальным Дамаском, не дают эффекта.

На официальном сайте правительства говорится, что публичное размещение ценных бумаг необходимо для финансирования инвестиционных проектов. Подобная практика в прошлом уже применялась сирийской исполнительной властью. Однако сейчас эксперты считают меры нереализуемыми: ценные бумаги, принадлежащие государству с разрушенной экономикой, не имеют материальной ценности. Сирийская территория по большому счёту занята несколькими странами, неясна судьба ряда провинций, крупнейшие нефтяные месторождения находятся в руках противников официального Дамаска, западные санкции продолжают действовать. Это парализует любую инвестиционную активность. В связи с этим трудно ожидать, что кто-то из иностранных инвесторов согласится приобрести размещённые ценные бумаги. Эти меры выглядят как действия декоративного характера.

Им предшествовали очередные огромные потери, которые понесла сирийская экономика из-за падения фунта. Сообщалось, что национальная валюта упала до рекордно низкого уровня на чёрном рынке из-за отсутствия какого-либо вмешательства со стороны сирийского Центрального банка и из-за ужесточения западных санкций в 2018 году. Конечно, исполнительная власть не показала готовности взять на себя всю ответственность. Основными причинами коллапса, по её оценке, являются систематические кампании «по ослаблению сирийского фунта и экономики, а также по расшатыванию доверия к Центральному банку и его действиям, что, в свою очередь, вызывает у граждан страх и отказ от национальной валюты». Об этом в интервью российским журналистам заявил глава Центробанка Сирии Хазем Карфуль. В числе причин правительство нередко называет валютные спекуляции, но в то же время пытается их контролировать.

Фото: AP/ТАСС

К 2018 году накопленный за годы гражданской войны экономический ущерб Сирии оценивался примерно в $428 млрд, что в шесть раз превышало ВВП Арабской Республики довоенного уровня (2010 года). ВВП страны потерял около 65% по сравнению с довоенными показателями. Конфликт также привёл к перераспределению ресурсов на военно-промышленный комплекс и другую деятельность, связанную с войной. Общая стоимость сирийского экспорта сократилась с $12,2 млрд в 2010 году до менее $700 млн в 2018-м, в то время как как импорт упал с уровня в $19,7 млрд до $4,4 млрд за тот же период. На этом фоне список импортных товаров был сокращён — в качестве одной из мер по «спасению» фунта. В числе других шагов — ужесточение рыночного контроля, борьба с монополией и контрабандой, конфискация контрабандных товаров и их последующая продажа.

Ситуация с валютой серьёзно ударила по фермерам и торговцам сельскохозяйственной продукцией. Это хорошо видно на примере северных районов провинции Хомс. Многие из местных торговцев свернули свою продажу и купили доллары, чтобы покинуть рынок и избежать дальнейших потерь. Опрошенные местными СМИ торговцы говорят, что закрытие пунктов обмена валюты в сельской местности в Хомсе после всех договорённостей о примирении вызывает беспокойство. Для тех, кто занят торговлей, принципиально важным остаётся вопрос приобретения иностранной валюты. Несмотря на то, что спекуляциями занимаются и сами власти, любые покупатели долларов вызывают интерес местных органов безопасности.

Обесценивание сирийского фунта и его высокие колебания отражают хрупкую политическую и экономическую ситуацию в стране, полагают эксперты. Импровизированные решения правительства не смогли стабилизировать национальную валюту, что привело к росту цен на основные товары. Это оставило более 90% населения Сирии за чертой бедности. Долгосрочная стабильность обменных курсов требует всеобъемлющей и устойчивой стратегии развития, которая должна базироваться на подотчётной и прозрачной политике, чего ждать от сирийского правительства как минимум наивно. Вероятно, без вмешательства внешних игроков официальный Дамаск не сможет справиться с экономическим кризисом. Вопрос заключается в том, последуют ли какие-либо просьбы в адрес России и нужно ли ей втягиваться в эту проблему.