Почему иностранные инвесторы обходят Saudi Aramco стороной

Ближний Восток 09 ноября, 2019 / 17:22

Саудовская Аравия испытывает страх за первичное размещение акций (IPO) своего нефтяного гиганта Saudi Aramco. Это хорошо иллюстрируют переговоры, которые саудовский правящий дом инициировал с влиятельнейшими кланами королевства для того, чтобы они приняли участие в покупке акций компании. Более того, ведущие экономисты считают, что Эр-Рияд даже попытался подрихтовать свои международные рейтинги после сентябрьских атак на его нефтяные объекты.

Саудовский правящий дом обратился к богатейшим семьям страны, некоторые из которых были под прицелом «антикоррупционной» кампании в 2017 году, с целью поддержать спрос на акции Saudi Aramco. Большинство из тех, кого попросил об участии Эр-Рияд, контролируют крупнейшие компании королевства и имеют активы за рубежом. По словам источников агентства Bloomberg, это семья Аль Олайян, которой принадлежит доля во втором крупнейшем швейцарском финансовом конгломерате Credit Suisse Group AG. О значительном выделении средств на IPO Saudi Aramco с Эр-Риядом также вёл переговоры брат саудовского наследного принца Аль-Валид бен Таляль. Финансовых вливаний саудовский правящий дом хочет получить и от семьи Аль Маждуи, которая зарабатывает на всём — от продажи автомобилей Hyundai Motor до логистики. Помощь также могут оказать члены клана Аль Турки, которые занимаются такими вопросами, как недвижимость, торговля, дистрибуция продуктов питания и обслуживание портовых сооружений.

О том, что за IPO саудовского нефтяного гиганта придётся расплачиваться влиятельнейшим семьям Саудовской Аравии, было известно и раньше. Причиной обращения правящего дома к политической и экономической элите страны стали атаки на нефтяные объекты Saudi Aramco, которые произошли в ночь на 14 сентября с применением ракет и беспилотников. Диверсии приписали проиранским силам.

В настоящее время Саудовская Аравия также рассчитывает на иностранцев, чтобы повысить спрос на покупку акций. Как рассказали источники Bloomberg, китайские предприятия, в том числе Фонд Шёлкового пути, ведут переговоры о покупке бумаг на сумму от $5 млрд до $10 млрд. Инвестиции, вероятно, будут соответствовать линии лидера КНР Си Цзиньпина на усиление влияния Китая и возрождение древних торговых путей. Другие инвесторы настроены более скептически. Компании Alliance Bernstein и Union Investment Privatfonds, к примеру, считают, что энергетический гигант стоит менее $1,7 трлн. Они обеспокоены тем, что саудовское руководство не даёт достаточно информации о состоянии дел и что геополитические риски вокруг Саудовской Аравии по-прежнему существуют. В управлении Пенсионного плана Канады утверждают, что IPO Saudi Aramco не находится в числе приоритетов. Российский фонд национального благосостояния, в свою очередь, дал понять, что в ближайшей перспективе масштабных инвестиций в Aramco не будет, потому что нефтегазовый сектор и так занимает значительную долю в российской экономике и необходимо её диверсифицировать.

Фото: AP Photo/Amr Nabil/ТАСС

Сейчас Саудовская Аравия хочет разместить на бирже 2% акций Saudi Aramco. «Дорожное шоу» акций компании стартует 18 ноября с объявлением цены 5 декабря. Торги, как планируется, начнутся 11 декабря на саудовской бирже Tadawul. Разрешение о листинге акций выпустил саудовский национальный комитет по рынку капиталов. Впервые о планах продать рынку некоторую часть бумаг в 2016 году заявил сам наследный принц Мухаммед, который выражал намерение разместить целых 5% акций. При этом самого нефтяного гиганта он оценивал в $2 трлн. Впрочем, позже саудовский правящий дом дал добро на более низкую оценку компании — в диапазоне $1,6–1,8 млрд. При этом, по расчётам экономистов, итоговая стоимость Saudi Aramco по итогам размещения может оказаться ещё меньше — $1,1 млрд. В связи с этим обращение принца к приближённым вполне объяснимо. Нельзя объяснить другое — предполагаемое манипулирование международными кредитными рейтингами Саудовской Аравии.

В своей недавней колонке экономист Саймон Уоткинс ставит под вопрос независимость кредитных агентств, ссылаясь на окончательный отчёт 2011 года Национальной комиссии по расследованию причин финансового и экономического кризиса в Соединённых Штатах. Эксперт обращает внимание на то, что Standard & Poor's и Moody's предпочли верить официальной версии властей Саудовской Аравии и ничего не изменили ни в своих долгосрочных рейтингах, ни в прогнозах относительно королевства. Более правдивым в этом смысле оказалось агентство Fitch, снизившее рейтинг Саудовской Аравии с A+ до A. Впрочем, Уоткинс критикует и его — за излишнюю «мягкость».

Вкупе эти факторы раскрывают глубокие страхи саудовского правящего дома за судьбу нефтяного гиганта.